О. Табачникова

Журбины

Лирическая комедия
Режиссёр: Т. Кондрашов
Журбины
Рассказ о большой семье потомственных кораблестроителей Журбиных. Все они буквально "горят" на производстве. В то же время личная жизнь у младшего поколения складывается очень не просто.
Премьера
20 ноября 1954 г
Продолжительность
2 часа 40 минут с антрактом
Сцена
Основная сцена

Фотогалерея

Пресса


Северный рабочий, 1955, 5 января

Обеднённое воплощение большой темы

Роман В. Кочетова «Журбины» — одно из наиболее удачных произведений о жиз­ни советской рабочей семьи. Не случай­но сюжет романа использовали и кинема­тография, и театр. Зритель с интересом ждал, что нового будет внесено в решение основной темы романа на экране и на сцене.
Театр имени Ф. Г. Волкова поставил спектакль «Журбины» по инсценировке 0. Табачниковой. Но эту инсценировку удачной признать нельзя.
В романе, как известно, герои живут и действуют в самой разнообразной обста­новке, где и проявляется множество чер­точек, из которых складывается цельный, жизненно правдивый облик каждого из них. Главные же характерные черты, за которые герои романа так полюбились чи­тателю, определяются их отношением к труду и семье. Вот этого-то главного и не раскрыла, на наш взгляд, в полной мере 0. Табачникова.
В пьесе оказываются выпяченными об­стоятельства семейные, бытовые, не получает звучания идея изменения челове­ческих характеров в связи с реконструк­цией завода. Образы героев ярко не осве­щены их трудовой деятельностью. В ре­зультате нецелеустремленного отбора материала пьеса оказалась рыхлой.
Наиболее обедненной оказалась, по на­шему мнению, роль Алексея Журбина. Актеру Е. Тарханову явно недостает мате­риала, чтобы создать законченный, жиз­ненно правдивый образ молодого рабочего, показать его в развитии.
Артист сохраняет лишь некоторые чер­ты характера того Алексея, который во­шел в наше воображение со страниц рома­на — самолюбие, самоуверенность, страст­ность. Главного же — отношения Алексея к труду — в спектакле не ощущается.
На первом плане оказывается история взаимоотношений Алексея с Катей Травни­ковой. Впрочем, эта история, благодаря талантливой игре актрисы Л. Курнисовой, становится одной из центральных в спек­такле и глубоко трогает зрителя. Катя по-настоящему живет, радуется, любит, стра­дает, чего не скажешь о многих других героях пьесы.
Значительное место в спектакле зани­мает дед Матвей (заслуженный артист РСФСР И. П. Бросевич). Он является как бы связующим звеном между членами семьи Журбиных и событиями их жизни. Трудно что-либо возразить против жела­ния актера с юмором подать этот образ. Это могло бы внести оживление в общий скучноватый тон спектакля. Но, к сожа­лению, Бросевич теряет чувство меры, впадает порой в комикование. Его дед Матвей, чересчур моложавый и подвиж­ный, не похож на старого рабочего, кото­рому пора на пенсию.
Мало напоминает кадрового рабочего Илья Матвеевич Журбин, в роли которого выступает заслуженный артист РСФСР В. Е. Соколов. Во внешности Ильи, его манерах, в голосе проглядывает скорее интеллигент, в узком смысле этого слова, нежели старый производственник. Создает­ся впечатление, что артист механически перенес на образ Ильи приемы, найден­ные и умело использованные им в ролях таких спектаклей, как «Калиновая роща» и «Не называя фамилий».
Большие возражения вызывает трак­товка Ю. А. Караевым образа изобретателя Виктора Журбина, отрешенного по воле актера от окружающей жизни. В спектак­ле остается совершенно неясным характер взаимоотношений Виктора с женой Лидией. Возникает сомнение в необходимости появления Лидии в спектакле вообще, ибо ее исчезновение в ходе действия не вызы­вает никакой реакции у других героев пьесы. Между тем взволнованное отноше­ние Журбиных к уходу Лидии должно быть характерно для этой семьи, которая мыслится дружным коллективом, постро­енном на взаимном уважении и внимании.
Автор инсценировки 0. Табачникова по существу исключила из действия третьего сына Журбиных — Костю с его женой Ду­ней, единственную молодую пару в семье, у которой вполне благополучная жизнь. И уже случайными, ненужными кажутся два эпизодических появления Кости (ар­тист Л. Дубов) в спектакле, теряет свое значение и факт рождения первого внука Ильи Матвеевича.
Профессор Белов, в исполнении артиста В. П. Троицкого, раздражает своей чрезмер­ной суетливостью и крикливостью. Появ­ляясь в первом действии, этот «бесцере­монный» профессор изгоняет из-за празд­ничного стола героев пьесы и устраивает производственное совещание.
В неудачном построении этой сцены повинен и режиссер Т. А. Кондрашов. Вообще ему не удалось во многих местах спектакля найти верный тон, помочь от­дельным актерам преодолеть недостатки.
Спектакль в целом отступает от жизнен­ной правды.
Большая тема рабочей семьи оказалась обедненной.

Е. ПОЗДЫШЕВА,
заведующая библиотекой комбината «Красный Перекоп».


Пьеса

Читать пьесу