А.К. Толстой

Царь Фёдор Иоаннович

Трагедия
Режиссёр: Т. Кондрашов
Царь Фёдор Иоаннович
Премьера
28 апреля 1956 г
Продолжительность
3 часа с двумя антрактами
Сцена
Основная сцена

Фотогалерея

Пресса

Северный рабочий, 1956, 15 мая

Государственный театр имени Ф. Г. Вол­кова показал ярославским зрителям свою новую работу — спектакль «Царь Федор Иоаннович». Это — историческая траге­дия, написанная известным поэтом и драматургом второй половины прошлого пека, автором нашумевшего в свое время романа «Князь Серебряный», Алексеем Константиновичем Толстым.

События, о которых повествуется в дра­ме «Царь Федор Иоаннович», относятся к концу XVI столетия. Во главе русского государства тогда оказался слабовольный, ограниченный, фанатически религиозный сын Ивана Грозного Федор. Он крайне тя­готился своим положением и всячески из­бегал государственных дел, предпочитая их богомольным поездкам по церквам и мо­настырям. Вся верховная власть факти­чески находилась в руках царского родст­венника Бориса Годунова.

Глубокое, антагонистическое противоре­чие между двумя дворцовыми группиров­ками положено в основу трагедии «Царь Федор Иоаннович». «Борьба происходит не между главным героем и его оппонентами, как во всех драмах, — писал в своих ком­ментариях к пьесе А. К. Толстой, — но между вторыми героями: две партии в госу­дарстве борются за власть — представи­тель старины князь Шуйский и предста­витель реформы Борис Годунов. Обе пар­тии стараются завладеть слабонравным Федором, как орудием для своих целей».

Симпатии А. К. Толстого явно на сторо­не» князя Шуйского, изображенного в пье­се благородным рыцарем, защитником «правды». Это — результат мировоззрения автора, крупного аристократа по своему происхождению, находившегося в плену реакционных взглядов на историю русско­го государства. Но, как большой худож­ник, А. К. Толстой, помимо своей воли, дает правдивую реалистическую картину царствования Федора Иоанновича, выделяя при этом прогрессивную роль «правителя царства» Бориса Годунова.

Перед постановщиком спектакля режис­сером Т. А. Кондрашёвым стояла трудная задача: не нарушая авторского замысла и концепций, исторически правильно пока­зать на сцене весь ход событий, развер­тывающихся в пьесе. На наш взгляд, эта задача решена успешно. В спектакле переплелись, как неразрывное целое, и государственные дела, и личные судь­бы основных героев трагедии.

Царь Федор Иоаннович в исполнении за­служенного артиста республики В. С. Нельского — жалкая, смешная в своем бес­силии фигура пигмея, оказавшегося в центре беспощадной дворцовой борьбы. Од­нако В. С. Нельский не утрирует недостат­ки Федора, не прибегает к шаржированию даже в такие моменты, когда это очень легко сделать. С тонким мастерством ар­тист лепит глубоко человечный образ не­задачливого царя, пытающегося примирить непримиримое, боящегося смотреть прямо в глаза суровой жизненной действительно­сти.

Необычайной сложностью и противоре­чивостью отличается один из централь­ных персонажей спектакля — Борис Году­нов.

Народный артист РСФСР С. Д. Ромоданов нашел верные оттенки для обрисовки противоречивой натуры Годунова. Акцен­тируя внимание на его горячих, искренних стремлениях к укреплению могущества русской земли, артист избегает соблазна подчеркнуть отрицательные черты Бориса, вывести его закоренелым злодеем-карьеристом.

Несколько спорно, как нам кажется, раскрывает образ князя Ивана Петровича Шуйского с большим искусством испол­няющий роль заслуженный артист респуб­лики С. М. Комиссаров. Не слишком ли облагорожен Шуйский? Конечно, нельзя не учитывать того обстоятельства, что А. К. Толстой горячо симпатизирует ему, что для него он нашел особо теплые крас­ки. Но в своих методах борьбы за власть Шуйский недалеко ушел от Годунова. Что же касается его социального лица, то это — безусловный реакционер, «удельный князь», как его называет один из второстепенных героев пьесы.

В пьесе «Царь Федор Иоаннович» с большим числом действующих лиц—всего три женские роли. Главная из них — царица Ирина Федоровна, сестра Годунова. Это — глубоко трагическая роль. Дально­видная и сердечная, тяжело переживаю­щая бесхарактерное поведение мужа, Ири­на вначале пытается выступать против брата. Но вероломство Шуйского, замыс­лившего дать Федору другую жену, делает Ирину верной единомышленницей Годуно­ва. «Пути сошлися наши!» — говорит он сестре в заключительной сцене спектакля.

Роль Ирины сдержанно и подкупающе просто исполняет артистка М. А. Беляева.

Менее выразительным получился образ княжны Мстиславской в исполнении ар­тистки В. П. Нельской. Если в сцене встречи со своим женихом — князем Ша­ховским (артист Ф. М. Мокеев) она верно выражает охватившее девушку чувство, то в эпизоде разлучения ее с любимым появляется некоторая скованность. Мсти­славская—Нельская слишком равнодушно, без боли, отказывается пойти вслед за женихом. Ведь Мстиславская и даль­ше будет продолжать борьбу за него, и только смерть разлучает любящие сердца.

Тип предприимчивой свахи—сводни не нов в русской драматургии. Он неизменно присутствует во многих произведе­ниях А. Н. Островского. Но в пьесе «Царь Федор Иоаннович» сваха Василиса Волохова наделена некоторыми новыми каче­ствами. Она — участница дворцового заговора. Зная ее страсть к деньгам, пра­вая рука Годунова Андрей Клешнин посы­лает ее в Углич с заданием способствовать убийству царевича Дмитрия. Под внешним видом озорной, любящей деньги бабы заслуженная артистка О. Д. Иванова, талантливо исполняющая роль Василисы, показывает хладнокровную, расчетливую соучастницу преступления.

В короткой эпизодической роли столет­него жителя Москвы Богдана Курюкова выступает заслуженный артист РСФСР И. П. Бросевич. С присущим ему мастер­ством он вызывает у зрителей большое впечатление. Богдан Курюков — живая история. В простоте душевной он расска­зывает Федору о злодеяниях царского рода: «...А казней-то и мук, / И пыток уж каких мы насмотрелись!»

Даже недалекий Федор не выдерживает этих рассказов и резко прерывает увле­ченного своими воспоминаниями старика.

Богдан Курюков — единственная коло­ритная фигура из представителей народа. Правда, он не принадлежит к числу кре­стьянской массы. С давних пор Курюков живет в Москве, занимаясь торговым де­лом. Но в его бессвязной старческой речи проглядывают подлинные мысли народа, стонавшего от боярских междоусобиц, бес­численных поборов и изнурительного кре­постного труда.

В пьесе отсутствуют прямые указания на положение крестьян. А именно в период царствования Федора Иоанновича произо­шло их окончательное закабаление. До этого крестьянам разрешалось ежегодно в осенний Юрьев день, по своему желанию, выполнив предварительно все обязатель­ства, переходить от одного помещика к другому. Федор Иоаннович покончил с этим порядком. Крестьяне навсегда становились собственностью помещика, «прикрепля­лись» к земле.

В спектакле несколько раз встречаются массовые сцены. Наиболее удачны среди них — в царской палате и в саду Шуй­ского. Малоубедительной получилась мас­совая сцена на площади перед Архангель­ским собором. Толпящиеся у входа в собор нищие и юродивые чересчур статичны. Они почти никак не реагируют на все, что происходит вокруг них.

Но не эти, хотя и существенные, недо­статки решают судьбу постановки. В целом получился интересный, содержательный спектакль. Успеху его значительно способ­ствовали вдумчиво, с исторической точ­ностью сделанные декорации (художник — заслуженный деятель искусств РСФСР Н. Н. Медовщиков). Много оригинальности проявлено в шумовом оформлении спектак­ля: возгласы толпы у царского дворца, хор Архангельского собора и т. д.

Не будет ошибкой утверждать, что это — один из наиболее удачных спектаклей театра имени Ф. Г. Волкова в нынешнем сезоне.

Л. ПАВЛОВ.

Пьеса

Читать пьесу