Пьеса Михаила Шатрова «Революционный этюд» («Синие кони на красной траве») – это рассказ об одном дне жизни Владимира Ильича Ленина. В этом дне сконцентрированы самые важные события, самые интересные встречи и беседы Ленина с различными людьми. Здесь обсуждаются не только вопросы текущего момента, но и всей дальнейшей жизни страны. И в каждой такой встрече - напряженное биение пульса ленинской мысли.
Мы видим, как кропотливо доказывает Ленин корреспонденту Российского телеграфного агентства Александру Долгову, что его взгляд на внедрение мировой революции в страны Европы насильственным путём, с помощью штыков Красной Армии, ничего общего не имеет с задачами внешней политики молодого Советского государства, что при подобном отношении к революции можно потерять самое святое для коммуниста - связь с народом, доверие его.
Так же непримирим Владимир Ильич и в беседе с молодым сотрудником Совнаркома, проявившим себя очковтирателем и формалистом, и с «начинающей бюрократкой» Сапожниковой, которой явно недостаёт элементарных знаний, и она безуспешно пытается заменить их бездумным заучиванием лозунгов и цитат.
Очень порадовала Ильича встреча с уральским крестьянином-ходаком, пришедшим в Москву за советом, как вернее выбрать власть на местах, чтобы не ошибиться, поскольку крестьянин теперь твёрдо уверился, что с рабочими ему сподручней.
Но только этими встречами не исчерпывается ленинский день: надо подумать, что и как ответить сторонникам "пролетарской культуры", объявившим бой Пушкину, Рафаэлю и "прочим буржуям", и молодежи Красной Пресни, ведущей дискуссии "о проблемах пола в переходный от капитализма к социализму период; надо узнать, какова стоимость хлеба у спекулянтов на Сухаревке, справиться о здоровье художника Ленькова, работающего над картиной "о грядущем царстве равенства и братства" под символическим названием "Синие кони на красной траве".
А впереди – выступление на 3-м съезде комсомола: назрела необходимость откровенно поговорить о задачах Союза молодежи и о самой главной из них - учиться, овладевать знаниями, культурой, ибо "нельзя стать коммунистом, не усвоив того, что оставило нам в наследство человечество".
Так всем строем пьесы автор помогает нам ощутить себя людьми, которые осенью 1920 года на 3-м съезде комсомола слушали Ленина, потому что каждая встреча, каждая беседа - это тезис Ленинского выступления, ставшего завещанием молодежи и будущим поколениям.
К. Юхотникова