А. Афиногенов

Портрет

Драма
Режиссёр: И. Ростовцев
Портрет
Премьера
8 января 1935 г
Продолжительность
3 часа с двумя антрактами
Сцена
Основная сцена

Пресса

«СЕВЕРНЫЙ РАБОЧИЙ», 1935, 6 января


Большевики покоряют природу, переделывают людей, строят бесклас­совое социалистическое общество.

Ярким примером переделки людей является строительство Беломорско-Балтийского канала. Бывшие вреди­тели, воры-рецидивисты заработали на этом строительстве право быть равными гражданами Советского Союза. Их переделал труд, умело организованный большевиками. По каналу, построенному своими рука­ми, они вернулись к свободному труду. Многие получили почетное звание ударников и даже ордено­носцев. Эти люди утопили свое прошлое в вырытом ими канале.

Как встретили их мы, как чув­ствуют они себя в новой обстанов­ке, каковы дальнейшие пути вче­рашних врагов рабочего класса?

Этой теме посвящена новая пьеса А. Н. Афиногенова «Портрет».

Мы перевоспитываем людей. И вопрос — как живут вчерашние вра­ги рабочего класса — представляет для нас несомненный интерес. С этой стороны пьеса Афиногенова имеет неоспоримую ценность.

Правда, можно указать на ряд погрешностей в построении самой пьесы. Например, с некоторой ус­ловностью можно допустить стяги­вание целой плеяды бывших людей в квартире инженера, который не отличается особым новаторством в области быта. Спорным является образ Семена. На канале он, повидимому, был неплохим ударником, ибо заслужил досрочное освобож­дение. Что же заставляет его на свободе, в наших условиях, итти на старую дорогу? Только то, что он не поднялся еще выше слесаря и имеет комнату «всего-на-всего» в 8 метров? Но ведь на канале он не имел и этого и все-таки работал, был ударником.

Предположим, что Семен неис­правим, что старое слишком глубо­ко пустило корни в его психику. Но другие, бывшие его соратни­ки — Лиза, Васюк, Гавриловна?

По замыслу автора они как буд­то ушли от своего прошлого на­всегда, что они стали совершенно новыми людьми. На деле же мы видим в них больше прошлого, чем настоящего. Вся пьеса изобилу­ет воспоминаниями о былых „блатных" делах, попытками к убийст­вам, люди пьют водку, играют в карты и т. д. Не слишком ли гус­то подано старое в этих «переко­вавшихся» людях?

Театр (режиссер Ростовцев), разрешая пьесу в плане социально-психологической драмы, сгустил еще больше спорные места пьесы.

В инженере Ловидове (арт. Ра­зумов) никак не находишь оправ­дания тому, что в его квартире собираются бывшие уголовники и чувствуют себя «как дома». Хотя Ловидов перед своим дядей Моде­стом (хорошо представленным арт. Соколовым) и выступает против старых, мещанских взглядов на жизнь, но зритель не видит в нем человека с большой волей. От мед­лительности его движений, бледности жеста и произношения фраз веет какой-то «добродетелью» по отношению к «бывшим» людям. А в некоторых местах Ловидов сма­хивает на добродушного Яна Диали из «Чудесного сплава», что тоже не лучше.

Несколько эксцентрично подана сестра Ловидова—художница Ири­на (арт. Озорнова).

Говоря о людях прошлого, о бывших каналоармейцах, остано­вимся на двух образах — Семена и Лизы.

О спорности образа Семена уже говорилось выше. Здесь театр ни­чуть не поправил автора. Семен будто и не был на канале, в нем не видно ничего нового. Может ли так быть на самом деле?

Артист Риттер красочно по­строил образ „мастера блатных дел“, с тою лишь ошибкой, что Семен — „мировой мастер" своего „ремесла" снижен Риттером в некоторых местах до „хулигана с папироской". |

В противоположность Семену ав­тор и театр пытаются поставить Лизу (арт. Щеглова). Она бывшая уголовница, на канале перероди­лась, получила значок ударника и досрочное освобождение. Сейчас — жена инженера, учится на рабфаке. Она — на новом, радостном пути.

Но посмотрите, как мучается Лиза, как тяготится своим прошлым, и все новое, радостное заслонено мрачными воспоминаниями прошло­го, отзвуки которого раздаются иногда и в настоящем.

Понятно, что процесс перерожде­ния уголовников связан с больши­ми трудностями и муками. В заслу­гу автора надо поставить именно то, что он взял эту ответственную и интересную тему. И зритель про­являет к ней громадный интерес. Спектакль смотрится с напряжен­ным вниманием.

Хочется видеть в этом спек­такле и больше света, радости, оптимизма. Ведь люди, пришедшие с канала — это не вступающие в пер­вую стадию перековки. Они уже достаточно осознали себя, они дол­жны быть показаны в радостном пути на еще более высокую, свет­лую ступень культуры.

И. Г.