Основные герои «Поединка» — муж и жена. Муж — ответственный работник и коммунист. Жена — дочь мелкобуржуазных родителей. Они любят друг друга. Любят, несмотря на то, что часто говорят на разных языках, что смотрят на вещи с противоположных точек зрения: он — с лесов социалистической стройки, которую самоотверженно осуществляет среди тысяч ему подобных, она — сквозь призмy „домашнего очага" и забот о маленьком семейном счастьи.
Впрочем, она еще молода, но очень испорчена средой, легко поддается влиянию. Ее нужно перевоспитать — и она будет отличным товарищем. Муж это хорошо понимает и все время собирается заняться «переделкой своей Анки». Но он с головой ушел в порученное ему партией дело. Для жены не остается времени, и широкие планы ее перевоспитания откладываются со дня на день, заменяясь случайными и сердитыми окриками за подкрашенные губы, нескромные туалеты, мещанские привычки. Жена тем временем изнывает от безделья и обиды, от ревности и тоски по счастью, в которое. властно врывается... рабочая кооперация, требующая всех сил работающего в ней мужа. Остальное ясно само собою: любящая пара, конечно, приходит к разрыву, к семейной драме.
В чем смысл этой драмы? В том, что фундамент, на котором держится показанный пьесой семейный союз — гнил и непрочен. В этом союзе на-лицо: полное идеологическое несоответствие между мужем и женой, резкая разобщенность взглядов, трагическое неумение передовой половины «неравной» пары подтянуть отставшую до своего общественно-политического и культурного уровня. Словом, все то, что обуславливает не одну сотню подобных драм, сплошь и рядом переживаемых коммунистами и их «беспартийными женами».
Где же, выход из этих драм? Ответу на этот вопрос и посвящена пьеса Успенского.
Успенский правильно делает, когда сразу же отбрасывает самый простой и банальный ответ на поставленный вопрос: Коммунисты должны избегать браков с беспартийными барышнями. Наоборот, он умышленно осложняет положение, умышленно запутывает его: Ну, а как быть, если люди все-таки любят друг друга? Неужели же расходиться?
Конечно, нет, -— отвечает Успенский. — Коммунист должен уметь преодолевать в людях и, прежде всего, в своей семье, мелкобуржуазное нутро, уметь вести за собой своих попутчиков и перевоспитывать их в соответствии с требованиями эпохи. И в этом выход. Выход диалектический, марксистский.
Этот правильный ответ Успенский подтверждает на конкретном примере коммунистки Зотовой, которая, внушая героине пьесы Анне Ройтман мысль о необходимости для каждой женщины самостоятельности, помогает ей устроиться в редакцию газеты. 3десь Анна, спустя пару лет, вырастает до ответственной работы секретаря, с тем, чтобы, уже вновь встретившись в Ройтманом, стать не только его женой, но и товарищем, соратником в общем деле строительства социализма...
(Из газеты "Приволжская правда", 1930, 5 июня)