Александр Успенский

Поединок (1931)

Комедия
Режиссёр: Г.Л. Глебов, В.И. Флоринский
Поединок (1931)

Основные герои «Поединка» — муж и жена. Муж — ответственный работник и коммунист. Жена — дочь мелкобуржуазных родителей. Они любят друг друга. Любят, несмотря на то, что часто говорят на разных языках, что смотрят на вещи с противоположных точек зрения: он — с лесов социалистической стройки, которую самоотверженно осуществляет среди тысяч ему подобных, она — сквозь призмy „домашнего очага" и забот о маленьком семейном счастьи.

Впрочем, она еще молода, но очень испорчена средой, легко поддается влиянию. Ее нужно перевоспитать — и она будет отличным товарищем. Муж это хорошо понимает и все время собирается заняться «переделкой своей Анки». Но он с головой ушел в порученное ему партией дело. Для жены не остается времени, и широкие планы ее перевоспитания откладываются со дня на день, заменяясь случайными и сердитыми окриками за подкрашенные губы, нескромные туалеты, мещанские привычки. Жена тем временем изнывает от безделья и обиды, от ревности и тоски по счастью, в которое. властно врывается... рабочая кооперация, требующая всех сил работающего в ней мужа. Остальное ясно само собою: любящая пара, конечно, приходит к разрыву, к семейной драме.

В чем смысл этой драмы? В том, что фундамент, на котором держится показанный пьесой семейный союз — гнил и непрочен. В этом союзе на-лицо: полное идеологическое несоответствие между мужем и женой, резкая разобщенность взглядов, трагическое неумение передовой половины «неравной» пары подтянуть отставшую до своего общественно-политического и культурного уровня. Словом, все то, что обуславливает не одну сотню подобных драм, сплошь и рядом переживаемых коммунистами и их «беспартийными женами».

Где же, выход из этих драм? Ответу на этот вопрос и посвящена пьеса Успенского.

Успенский правильно делает, когда сразу же отбрасывает самый простой и банальный ответ на поставленный вопрос: Коммунисты должны избегать браков с беспартийными барышнями. Наоборот, он умышленно осложняет положение, умышленно запутывает его: Ну, а как быть, если люди все-таки любят друг друга? Неужели же расходиться?

Конечно, нет, -— отвечает Успенский. — Коммунист должен уметь преодолевать в людях и, прежде всего, в своей семье, мелкобуржуазное нутро, уметь вести за собой своих попутчиков и перевоспитывать их в соответствии с требованиями эпохи. И в этом выход. Выход диалектический, марксистский.

Этот правильный ответ Успенский подтверждает на конкретном примере коммунистки Зотовой, которая, внушая героине пьесы Анне Ройтман мысль о необходимости для каждой женщины самостоятельности, помогает ей устроиться в редакцию газеты. 3десь Анна, спустя пару лет, вырастает до ответственной работы секретаря, с тем, чтобы, уже вновь встретившись в Ройтманом, стать не только его женой, но и товарищем, соратником в общем деле строительства социализма...

(Из газеты "Приволжская правда", 1930, 5 июня)

Премьера
12 февраля 1931 г

Фотогалерея

Актеры

  Николай Комиссаров

Николай Комиссаров

Моисей Ротман, председатель правления
Мария Токарева

Мария Токарева

Анка, жена Ротмана
Л.В. Егорова

Л.В. Егорова

мать Анки, библиотекарша
Е.А. Чижова

Е.А. Чижова

Наталка, сестра Анки, пионерка
З.И. Лаговская

З.И. Лаговская

Зотова, редактор провинциальной газеты
Б.И. Панов

Б.И. Панов

председатель месткома
Василий Флоринский

Василий Флоринский

Кушнаревский, член правления
П.М. Курапов

П.М. Курапов

Кушнаревский, член правления
Н.М. Воронов

Н.М. Воронов

Ухов, член правления
Н.Н. Недельский

Н.Н. Недельский

Квасов, зав. магазином
А.И. Баянова

А.И. Баянова

Агаша, уборщица
М.И. Казбек

М.И. Казбек

пожилая рабкорка
В.А. Додонова

В.А. Додонова

машинистка, служащая в правлении
В.Г. Мартынова

В.Г. Мартынова

покупательница
К.А. Комаров

К.А. Комаров

покупатель

Авторы и создатели