В. Вишневский

Оптимистическая трагедия

Революционная драма
Режиссёр: Б. Рощин
Оптимистическая трагедия

1918 год. На военный корабль «Громобой», на котором властвуют матросы-анархисты, от ЦК партии большевиков назначена женщина-комиссар. Верховодит на корабле анархист Вожак. Комиссару поручено переформировать экипаж в Первый матросский полк. Перед ней стоит трудная задача: завоевать авторитет моряков и искоренить анархию.

Вожак провоцирует попытку группового изнасилования комиссара, но комиссар в упор стреляет в одного из насильников, после чего произносит фразу, ставшую крылатой: «Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?». Подручный Вожака, сифилитик Сиплый, предлагает убить комиссара, но Вожак отклоняет это предложение под предлогом того, что тогда пришлют нового комиссара, а «эта женщина для нас ценная, в ней анархистская жилка есть».

В итоге экипаж, переформированный в полк, покидает корабль и уходит на фронт.

Премьера
21 сентября 1937 года
Продолжительность
3 часа с двумя антрактами
Сцена
Основная сцена

Фотогалерея

Пресса

«СЕВЕРНЫЙ РАБОЧИЙ», 20 сентября 1937 года

Борт военного корабля. Грозный тысяча девятьсот восемнадцатый год. Хищные стаи интервентов, свора белобандитов огненным кольцом окружают рожденную в боях молодую советскую республику.

На борту корабля — смятение. Матрос­ским полком завладела группа анар­хистов. Анархисты делали свое под­лое дело — растлевали матросский полк.

Но партии были нужны военные кораб­ли и, прежде всего, нужны были люди.

Всхлипывания гармоники прорезает сиг­нальный звук. Матросский полк в сборе.

— К нам назначен комиссар!..

И тут же созревает план организованно­го сопротивления новому комиссару-женщине. План гнусный, отвратительный...

Но партия знает, кого посылает на пере­довые позиции огня, кто обладает слож­ным искусством — руководить людьми.

Партия сильна тем, что она с массами, во главе масс. Комиссар ведет большевист­скую линию завоевания людей. Дается это не сразу. Но вот с комиссаром Алек­сей — сильный, энергичный матрос, еще не так давно давший клятву уйти вместе с Вожаком. Алексей — это большая побе­да комиссара. За Алексеем идут дру­гие: юнга, боцман, командир, матросы.

Матросский полк выступает на боевые позиции. С честью выдержан первый бой. В матросском полку готовится заговор. Во главе — Вожак и Сиплый. Заго­вор против комиссара.

Но комиссар бдителен и находчив. Пе­ред лицом матросского полка он смело принимает вызов — кто кого?

«Вожак» расстрелян. Отряд интервентов готовит новый удар на матросский полк. Идет военное совещание. Это риск, — но комиссар доверяет командиру, бывшему офицеру царской армии, командование одним из отрядов. Другой берет себе. С ним коммунисты и сочувствующие.

Ночь. Где-то вдали вспыхивают зарни­цы. На посту коммунист Кайнонен, меч­тающий командовать «хотя маленьким батальоном». Предательский удар в спину и Кайнонен мертв.

Подлый изменник Сиплый приводит вооруженный отряд интервентов. Комиссар с группой матросов в плену.

Отряд командира должен притти на подмогу. У многих сомненье: не он ли— командир, «бывший белый», предал матросский полк? Но комиссар уверен: командир придет.

Комиссар идет на допрос. Остается несколько минут до прихода отряда. И он пришел. Вырвавшись из плена, матросы бегут на выручку своего комиссара. Но уже поздно... Бережно, как ребенка, Алексей несет комиссара на руках и тихо опускает его на землю.

Трудно в кратких словах передать со­держание этого волнующего спектакля. Каждый эпизод его — это героическая страничка прошлого Красного военного флота, Красной Армии, нашей страны. Герои его — это одни из сотен тысяч наших людей, отдавших свое сердце за счастливое бу­дущее своего народа, положивших свою жизнь за социалистическую родину.

Перед коллективом театра стояла большая, ответственная задача: в ярких живых образах воплотить основную идею спек­такля, показать, что и тогда, и теперь в нашей стране на смену одному павшему герою приходят сотни, тысячи героев, что если гибнет герой, то идеи, за которые он боролся и погиб, — будут воплощены в жизнь коллективом, что из ростков, лю­бовно им взращенных, — вырастет ги­гантский социалистический сад. Такова идея «Оптимистической трагедии», где, несмотря на трагическую гибель комисса­ра, оптимистически утверждается жизнь матросского полка.

Театр справился с этой задачей. Свиде­тельство этому — горячие приветствия, которыми принял зрительный зал первый спектакль.

Герои спектакля — комиссар (артистка Ф.3. Балицкая); Алексей — (артист В.И. Бурдин); Кайнонен — (артист Д.А. Летковский) — дали правдивые, насыщенные ре­волюционной страстностью, большевистской непримиримостью, героической темпера­ментностью образы. И особенно это чувствовалось в массовых сценах.

Убедительно даны образы Вожака (ар­тист В.Е. Соколов), Сиплого (артист С.И. Кастровский).

Есть в спектакле и шероховатости. К ним, прежде всего, надо отнести сцену в плену у интервентов. Здесь чувст­вуется недоработанность отдельных положений. Неудачна также сцена выхо­да безоружного отряда матросов навстречу интервентам. Получилось бледно п психоло­гически не оправданно.

Но эти отдельные шероховатости не снижают общего уровня спектакля — спектакля, безусловно, удачного.

Взволнованные, в приподнятом настрое­нии покидают зрители театр.

М. Морозова.