«СЕВЕРНЫЙ РАБОЧИЙ», 20 сентября 1937 года
Борт военного корабля. Грозный тысяча девятьсот восемнадцатый год. Хищные стаи интервентов, свора белобандитов огненным кольцом окружают рожденную в боях молодую советскую республику.
На борту корабля — смятение. Матросским полком завладела группа анархистов. Анархисты делали свое подлое дело — растлевали матросский полк.
Но партии были нужны военные корабли и, прежде всего, нужны были люди.
Всхлипывания гармоники прорезает сигнальный звук. Матросский полк в сборе.
— К нам назначен комиссар!..
И тут же созревает план организованного сопротивления новому комиссару-женщине. План гнусный, отвратительный...
Но партия знает, кого посылает на передовые позиции огня, кто обладает сложным искусством — руководить людьми.
Партия сильна тем, что она с массами, во главе масс. Комиссар ведет большевистскую линию завоевания людей. Дается это не сразу. Но вот с комиссаром Алексей — сильный, энергичный матрос, еще не так давно давший клятву уйти вместе с Вожаком. Алексей — это большая победа комиссара. За Алексеем идут другие: юнга, боцман, командир, матросы.
Матросский полк выступает на боевые позиции. С честью выдержан первый бой. В матросском полку готовится заговор. Во главе — Вожак и Сиплый. Заговор против комиссара.
Но комиссар бдителен и находчив. Перед лицом матросского полка он смело принимает вызов — кто кого?
«Вожак» расстрелян. Отряд интервентов готовит новый удар на матросский полк. Идет военное совещание. Это риск, — но комиссар доверяет командиру, бывшему офицеру царской армии, командование одним из отрядов. Другой берет себе. С ним коммунисты и сочувствующие.
Ночь. Где-то вдали вспыхивают зарницы. На посту коммунист Кайнонен, мечтающий командовать «хотя маленьким батальоном». Предательский удар в спину и Кайнонен мертв.
Подлый изменник Сиплый приводит вооруженный отряд интервентов. Комиссар с группой матросов в плену.
Отряд командира должен притти на подмогу. У многих сомненье: не он ли— командир, «бывший белый», предал матросский полк? Но комиссар уверен: командир придет.
Комиссар идет на допрос. Остается несколько минут до прихода отряда. И он пришел. Вырвавшись из плена, матросы бегут на выручку своего комиссара. Но уже поздно... Бережно, как ребенка, Алексей несет комиссара на руках и тихо опускает его на землю.
Трудно в кратких словах передать содержание этого волнующего спектакля. Каждый эпизод его — это героическая страничка прошлого Красного военного флота, Красной Армии, нашей страны. Герои его — это одни из сотен тысяч наших людей, отдавших свое сердце за счастливое будущее своего народа, положивших свою жизнь за социалистическую родину.
Перед коллективом театра стояла большая, ответственная задача: в ярких живых образах воплотить основную идею спектакля, показать, что и тогда, и теперь в нашей стране на смену одному павшему герою приходят сотни, тысячи героев, что если гибнет герой, то идеи, за которые он боролся и погиб, — будут воплощены в жизнь коллективом, что из ростков, любовно им взращенных, — вырастет гигантский социалистический сад. Такова идея «Оптимистической трагедии», где, несмотря на трагическую гибель комиссара, оптимистически утверждается жизнь матросского полка.
Театр справился с этой задачей. Свидетельство этому — горячие приветствия, которыми принял зрительный зал первый спектакль.
Герои спектакля — комиссар (артистка Ф.3. Балицкая); Алексей — (артист В.И. Бурдин); Кайнонен — (артист Д.А. Летковский) — дали правдивые, насыщенные революционной страстностью, большевистской непримиримостью, героической темпераментностью образы. И особенно это чувствовалось в массовых сценах.
Убедительно даны образы Вожака (артист В.Е. Соколов), Сиплого (артист С.И. Кастровский).
Есть в спектакле и шероховатости. К ним, прежде всего, надо отнести сцену в плену у интервентов. Здесь чувствуется недоработанность отдельных положений. Неудачна также сцена выхода безоружного отряда матросов навстречу интервентам. Получилось бледно п психологически не оправданно.
Но эти отдельные шероховатости не снижают общего уровня спектакля — спектакля, безусловно, удачного.
Взволнованные, в приподнятом настроении покидают зрители театр.
М. Морозова.