«СЕВЕРНЫЙ РАБОЧИЙ», 12 ноября 1937 года
Действие начинается с приезда двух представителей Гестапо на выпускной экзамен фашистской школы шпионов, диверсантов и террористов. Перед зрителем проходят отвратительные типы «птенцов» школы, предназначаемых для шпионо-диверсантской работы в различных странах мира. «Выпускник» Краузе едет «в качестве археолога» в Восточную Африку, «выпускница» Рената под видом владелицы дамского конфексиона мод направляется в Париж со специальным военным заданием, Крафт получает «путевку» в Прагу для совершения террористического акта и, наконец, «гордость выпуска» — фашист Макс Вальтер назначается шпионо-диверсантским агентом в Советский Союз на смену одряхлевшему матерому шпиону Отто Келлеру.
Фашист Вальтер изучил географию СССР и расположение промышленных и военных центров, «как карманы своих брюк. Он владеет русским языком не хуже Достоевского. Он изучил в совершенстве советский быт н нравы, социальную психологию масс, структуру партии и государства. Он цитирует наизусть решения партийных с’ездов».
Новый агент направляется в СССР с подложным паспортом на имя Ивана Ивановича Иванова.
Все последующие действия развертываются на территории страны Советов. Колхозник Толстых задерживает на советской границе перебежчика, назвавшегося счетоводом Галкиным. Дело о нем из пограничного отряда передается следователю Ларцеву. Перебежчик оказывается шпионом Отто Келлером, тем самым, на смену которому прислан «выпускник» Вальтер (Иван Иванович Иванов).
В то время, пока идет следствие, молодой фашистский шпион успевает с помощью троцкистов пробраться на ответственную работу в дирекцию одного авиазавода. Он совершает террористический акт, убивая стенографистку Пшеницыну, «знавшую слишком много». Вслед за этим Вальтер — Иванов похищает чертежи нового самолета, доводит до самоубийства честного специалиста Кочина и готовит диверсионные акты.
Однако следственные органы с помощью трудящихся разоблачают шпиона. Он вынужден бежать на границу, где его и задерживают. При попытке перейти границу шпион убивает красноармейца-пограничника.
В последней картине спектакля следователь Ларцев устраивает очную ставку фашистским лазутчикам в присутствии представителей трудового советского народа. Врагов разоблачают рабочие авиазавода — бригадир Каширин, портной Гуревич, врач Ручьев, его дочь Вера и пограничник Приходько. Припертые фактами, фашистские агенты признаются в своих гнусных действиях.
— Я не мог не сознаться, — говорит шпион Вальтер, — свидетели уличили меня... Они были, как железная стена, как замкнутый круг... Все они в этой стране, от врача до портного, действуют заодно.
Заканчивается пьеса замечательными словами следователя Ларцева. Он заявляет, обращаясь к фашистскому лазутчику Келлеру:
— Мы знаем, что впереди у нас еще одна очная ставка — очная ставка моей родины, моего мира с вашим миром. Мы не боимся этой очной ставки и спокойно ждем ее. То, что завоевано нашим народом и что принадлежит ему — мы не отдадим никому. Мы сами хозяева нашей страны и мы сумеем ее защитить. В этой грядущей очной ставке вы будете биты. Эта очная ставка будет вашим поражением и нашей победой...
Таково краткое содержание пьесы «Очная ставка», подготовленной театром им. Волкова к ХХ-летию Октябрьской социалистической революции и с успехом идущей сейчас в театре. Постановщик «Очной ставки» режиссер Д.М. Манский сумел создать волнующий спектакль о большевистской бдительности и патриотизме советского народа. В спектакле с большой любовной теплотой рисуются образы замечательных патриотов нашей социалистической родины. Пьеса вскрывает гнусные методы работы шпионов, диверсантов и убийц, засылаемых в нашу страну фашистскими государствами.
Артист В.Е. Соколов, исполняющий роль шпиона Келлера, сумел дать чрезвычайно верную фигуру. Шпион ненавидит нашу родину всеми фибрами своей души. Подлым, гнусным, зверски отвратительным выглядит враг Келлер в трактовке В.Е. Соколова. Сделано это без излишней шаржировки, простыми реалистическими приемами.
Изумительную фигуру старого портного Гуревича создал заслуженный артист республики Д. А. Летковский. С тонким мастерством исполняет он роль труженика-еврея, который до революции не считался за человека и которому Октябрьская революция дала счастливую, свободную жизнь.
— Гуревич может свободно дышать и спокойно работать, — говорит он о себе.
Умело ведет свою роль заслуженный артист республики Г.С. Свободин. Он сумел избежать обычного трафарета при изображении следователя. В его трактовке советский следователь Ларцев, ведущий напряженную боевую работу, — простой жизнерадостный человек, беззаветно преданный своей родине.
Полнокровно и убедительно сделаны образы горячих патриотов советской родины: слесаря завода Лавренко (артист В.К. Мосягин), врача Ручьева (арт. И.С. Свищев), пограничника Приходько (арт. М.П. Адушев), студента Иванова (А.М. Лучинский). Хорошее впечатление оставляет игра артистки М.И. Мариной (Ида) и артиста В.Е. Исаева (портной Харитонов).
Не совсем удовлетворительно справился со своей задачей артист В.И. Бурдин — Иван Иванович Иванов. Он ведет роль слишком однообразно, сухо, не вскрывает всей глубины вражеского нутра фашиста Вальтера. Бледно ведут свои роли артист В.П. Митрофанов (Крейчко) и артистка М.М. Асенкова (Вера).
Однако, несмотря на это, спектакль получился интересным, захватывающим. Зрители неоднократно прерывают его горячими аплодисментами. В поступках и делах следователя Ларцева, рабочего Лавренко, портного Гуревича, врача Ручьева они видят свои дела, свои поступки.
«Очная ставка» — большой и нужный спектакль. Он многому учит зрителя. Театр можно поздравить с успехом.