братья Тур и Л. Шейнин

Очная ставка

Шпионская драма
Режиссёр: Д. Манский
Очная ставка

Однажды инженер-конструктор московского авиационного завода Кочин, грубо нарушая инструкцию, берёт домой на ночь секретные чертежи самолёта, чтобы дополнительно поработать над ними. Следивший за ним агент иностранной разведки, шантажируя возлюбленную Кочина Ксению, проникает в его комнату в коммунальной квартире и фотографирует чертежи. Затем он убивает Ксению, решившую всё рассказать Кочину. Но простые советские люди заподозрили неладное и обратились в органы. За дело берётся мудрый следователь НКВД Ларцев...

По пьесе «Очная ставка» в 1939 году был также снят фильм "Ошибка инженера Кочина", в котором играли такие звёзды советского кино как Михаил Жаров (Ларцев), Любовь Орлова (Ксения Лебедева), Фаина Раневская (Ида Гуревич) и другие.

Премьера
7 ноября 1937 г
Продолжительность
3 часа с двумя антрактами
Сцена
Основная сцена

Фотогалерея

Пресса


«СЕВЕРНЫЙ РАБОЧИЙ», 12 ноября 1937 года

Действие начинается с приезда двух представителей Гестапо на выпускной экзамен фашистской школы шпионов, диверсантов и террористов. Перед зри­телем проходят отвратительные типы «птенцов» школы, предназначаемых для шпионо-диверсантской работы в различ­ных странах мира. «Выпускник» Краузе едет «в качестве археолога» в Восточ­ную Африку, «выпускница» Рената под видом владелицы дамского конфексиона мод направляется в Париж со специаль­ным военным заданием, Крафт получает «путевку» в Прагу для совершения тер­рористического акта и, наконец, «гор­дость выпуска» — фашист Макс Валь­тер назначается шпионо-диверсантским агентом в Советский Союз на смену од­ряхлевшему матерому шпиону Отто Кел­леру.

Фашист Вальтер изучил географию СССР и расположение промышленных и военных центров, «как карманы своих брюк. Он владеет русским языком не ху­же Достоевского. Он изучил в совер­шенстве советский быт н нравы, соци­альную психологию масс, структуру партии и государства. Он цитирует на­изусть решения партийных с’ездов».

Новый агент направляется в СССР с подложным паспортом на имя Ивана Ивановича Иванова.

Все последующие действия разверты­ваются на территории страны Сове­тов. Колхозник Толстых задерживает на советской границе перебежчика, назвавшегося счетоводом Галкиным. Дело о нем из пограничного отряда передается следователю Ларцеву. Перебежчик ока­зывается шпионом Отто Келлером, тем самым, на смену которому прислан «вы­пускник» Вальтер (Иван Иванович Иванов).

В то время, пока идет следствие, молодой фашистский шпион успевает с помощью троцкистов пробраться на от­ветственную работу в дирекцию одного авиазавода. Он совершает террористи­ческий акт, убивая стенографистку Пшеницыну, «знавшую слишком много». Вслед за этим Вальтер — Иванов похи­щает чертежи нового самолета, доводит до самоубийства честного специалиста Кочина и готовит диверсионные акты.

Однако следственные органы с помо­щью трудящихся разоблачают шпиона. Он вынужден бежать на границу, где его и задерживают. При попытке перейти границу шпион убивает красноармейца-пограничника.

В последней картине спектакля следо­ватель Ларцев устраивает очную ставку фашистским лазутчикам в присутствии представителей трудового советского на­рода. Врагов разоблачают рабочие авиа­завода — бригадир Каширин, портной Гуревич, врач Ручьев, его дочь Вера и пограничник Приходько. Припертые фак­тами, фашистские агенты признаются в своих гнусных действиях.

— Я не мог не сознаться, — говорит шпион Вальтер, — свидетели уличи­ли меня... Они были, как желез­ная стена, как замкнутый круг... Все они в этой стране, от врача до портно­го, действуют заодно.

Заканчивается пьеса замечательными словами следователя Ларцева. Он заяв­ляет, обращаясь к фашистскому лазут­чику Келлеру:

— Мы знаем, что впереди у нас еще одна очная ставка — очная ставка моей родины, моего мира с вашим миром. Мы не боимся этой очной ставки и спокойно ждем ее. То, что завоевано нашим наро­дом и что принадлежит ему — мы не от­дадим никому. Мы сами хозяева нашей страны и мы сумеем ее защитить. В этой грядущей очной ставке вы будете биты. Эта очная ставка будет вашим пораже­нием и нашей победой...

Таково краткое содержание пьесы «Очная ставка», подготовленной театром им. Волкова к ХХ-летию Октябрьской социалистической революции и с успе­хом идущей сейчас в театре. Постановщик «Очной ставки» режиссер Д.М. Манский сумел создать волнующий спектакль о большевистской бдительно­сти и патриотизме советского народа. В спектакле с большой любовной тепло­той рисуются образы замечательных патриотов нашей социалистической ро­дины. Пьеса вскрывает гнусные методы работы шпионов, диверсантов и убийц, засылаемых в нашу страну фашистски­ми государствами.

Артист В.Е. Соколов, исполняющий роль шпиона Келлера, сумел дать чрез­вычайно верную фигуру. Шпион нена­видит нашу родину всеми фибрами своей души. Подлым, гнусным, зверски отвратительным выглядит враг Келлер в трактовке В.Е. Соколова. Сделано это без излишней шаржировки, простыми реалистическими приемами.

Изумительную фигуру старого портного Гуревича создал заслуженный артист республики Д. А. Летковский. С тонким мастерством исполняет он роль труженика-еврея, который до революции не считался за человека и которому Октябрьская революция дала счастливую, свободную жизнь.

— Гуревич может свободно дышать и спокойно работать, — говорит он о се­бе.

Умело ведет свою роль заслуженный артист республики Г.С. Свободин. Он сумел избежать обычного трафарета при изображении следователя. В его трак­товке советский следователь Ларцев, ве­дущий напряженную боевую работу, — простой жизнерадостный человек, беззаветно преданный своей родине.

Полнокровно и убедительно сделаны образы горячих патриотов советской ро­дины: слесаря завода Лавренко (артист В.К. Мосягин), врача Ручьева (арт. И.С. Свищев), пограничника Приходько (арт. М.П. Адушев), студента Иванова (А.М. Лучинский). Хорошее впечатление оставляет игра артистки М.И. Мариной (Ида) и артиста В.Е. Исаева (портной Харитонов).

Не совсем удовлетворительно справил­ся со своей задачей артист В.И. Бур­дин — Иван Иванович Иванов. Он ведет роль слишком однообразно, сухо, не вскрывает всей глубины вражеского нут­ра фашиста Вальтера. Бледно ведут свои роли артист В.П. Митрофанов (Крейчко) и артистка М.М. Асенкова (Вера).

Однако, несмотря на это, спектакль получился интересным, захватывающим. Зрители неоднократно прерывают его горячими аплодисментами. В поступках и делах следователя Ларцева, рабочего Лавренко, портного Гуревича, врача Ручьева они видят свои дела, свои поступки.

«Очная ставка» — большой и нужный спектакль. Он многому учит зрителя. Театр можно поздравить с успехом.