Г. Мдивани

Новые времена

Драма
Режиссёр: Ю. Коршун
Новые времена
Премьера
5 октября 1952 г
Продолжительность
2 часа 40 минут с антрактом
Сцена
Основная сцена

Пресса

Правда, 25 октября 1952 г.

ЛЮДИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Ярославский драматический театр имени Ф. Волкова пользуется заслуженной любовью зрителей. Его спектакли охотно посещают трудящиеся города, рабочие, интеллигенция и колхозники, приезжающие из районов об­ласти. Такую популярность театральный коллектив завоевал взыскательным отноше­нием к искусству, требовательной работой над пьесами советских драматургов.

Произведения на современные советские темы занимают в репертуаре театра ведущее место, составляют основу его твор­чества. Не боясь трудностей, преодолевая их, коллектив борется за постановку новых произведений. Творческое содружество с драматургами стало хорошей традицией те­атра имени Ф. Волкова.

Последняя постановка театра — пьеса Г. Мдивани «Новые времена», рассказыва­ющая о жизни одного колхоза Московской области. Режиссер Ю. Коршун и актеры, работая вместе с автором, создали правди­вый спектакль, раскрывающий духовный облик сегодняшних колхозников. Пьеса привлекла театр убедительной разработкой ряда образов, жизненностью сюжета, хоро­шим литературным языком. По своему жан­ру «Новые времена» — драма. В остром конфликте выявляются в ней характеры, изображаются типические черты героев на­шего времени — рядовых советских людей.

Главное в пьесе — драматический образ сильного, волевого человека Василия Ага­фонова. Исполнитель этой роли С. Ромоданов сумел глубоко заглянуть в сложный душевный мир героя пьесы. Василий Ага­фонов в его исполнении—незаурядная, та­лантливая личность. Более двадцати лет председательствует он в колхозе «Новые времена». Его уважают колхозники, даже гордятся им, в газетах Агафонова хвалят. Во неспокойно на душе у прославленного председателя колхоза. Ныне почти на весь район раскинулись земли когда-то неболь­шой артели. Колхоз стал подлинной «на­родной академией», располагающей пре­красной техникой, большим, развитым хо­зяйством. И постепенно все острее чув­ствует и сознает Агафонов, что ему уже не хватает знаний, образования для того, чтобы успешно руководить таким хозяй­ством. Кругом выросли люди, в колхозе ра­ботает молодежь, получившая десятилетнее образование. Трудно Агафонову, «умно­му мужику», но имеющему за плечами всего лишь несколько классов приходской школы, управлять укрупненным колхозом.

В спектакле есть волнующая сцена. Ага­фонов ночью, в полутьме открывается бра­ту Гордею в своих сокровенных думах. Из самой души идут слова сильного человека. В них и гордость за расцвет своего кол­хоза, и радость, что всюду здесь, как он сам говорит, «моя кровь, мой пот», и горя­чая боль человека, сознающего свою сла­бость как руководителя. Он убежденно го­ворит: «...Двадцать лет тому назад я ве­рил, что я настоящий председатель! Десять лет тому назад верил, что я настоящий председатель... Два года тому назад верил... Год тому назад верил... Три месяца тому назад еще... верил».

В семье Агафоновых гордятся Василием, расчетливым и умным «хозяином». Его желание ехать учиться все домашние вос­принимают как «чудачество». Жена и отец не хотят и слышать о его добровольной «от­ставке». Возникают столкновения в семье.

Драма Агафонова реалистически переда­на С. Ромодановым. Настоящий комму­нист — Василий Агафонов преодолевает в себе и гордость и себялюбие, здраво оцени­вает свои промашки и просчеты, наконец, сам уговаривает молодого ученого, агро­нома Сухова стать председателем колхоза. Актер не «прихорашивает» своего героя, раскрывает его богатый душевный мир во всей остроте противоречий. Поэтому и ха­рактер получается живым, ярким.

Агафонов покидает колхоз победителем в борьбе с самим собой. Не ослаб Ага­фонов, он еще полон энергии и неисчерпаемых сил. Убедительно звучат его слова, обращенные к новому председателю колхоза Сухову: «Тебе трудно станет, когда я вер­нусь! Ты лучше постарайся, чтобы здесь забыли Василия Агафонова, иначе тебе, председатель, не удержаться».

Образ Агафонова во многом решает успех спектакля, в котором есть и другие удачно сыгранные роли. С хорошим юмором со­здает образ деда Тараса актер И. Бросевич. Иронически прозвали этого хитроватого, везде успевающего старичка — Чижик. В нем есть лукавство и наивная любозна­тельность, и настоящая гордость за свой колхоз. В реалистических тонах М. Беляева передает строгий характер Екатерины Гри­горьевны — жены Агафонова.

Трудно пришлось исполнителю роли Сергея Сухова. В пьесе образ не завершен, часто Сухов выполняет лишь служебную роль в развитии действия, произносит нра­воучительные слова. В исполнении В. Нель­ского образ обогатился, приобрел живые, характерные черты.

Действие пьесы в основном проходит в семье Агафоновых. Сюда стягиваются все нити конфликта. На первый взгляд, вне интересов этой семьи развивается лириче­ская тема пьесы: агроном Сухов, приехав на практику, полюбил библиотекаршу Зою, и та ответила ему взаимностью. Но и эта тема оказывается связанной с семьей Ага­фоновых: Алексей Агафонов, сын Василия, любит Зою, они были как бы помолвлены, однако выясняется, что он недостоин любимой. Эта линия усиливает драматизм дей­ствия. В лирических сценах режиссер и исполнители достигают правдивого изобра­жения человеческих чувств. Особенно надо отметить сцену объяснения Зои и Сухова в библиотеке. Здесь актриса Т. Жуковская ярко передает чувства своей героини

В пьесе есть недостатки. Г. Мдивани сосредоточил внимание на обрисовке вну­треннего мира Василия Агафонова. Все, что связано с этим образом, волнует. Но характер главного персонажа пьесы должен развиваться, как и в любой подоб­ной драме, на взаимоотношениях с другими действующими лицами. Все в этих отноше­ниях должно быть психологически мотивировано, показано с жизненной убеди­тельностью. К сожалению, драматургу это не удалось. В его произведении выведен, например, образ Гордея Агафонова — брата Василия. И в пьесе, и в спектакле (актер П. Прошин) это лишняя фигура. Все время чувствуешь, что Гордей нужен драматургу для того, чтобы, воспользовавшись им как персонажем второстепенным, что-то раскрыть в Василии Агафонове.

Одной краской написан образ отца Василия Агафонова — Степана Макарови­ча. По замыслу автора это сильный че­ловек, хозяин большой и славной семьи, верящий в ее незыблемые устои. Степан Макарович не заметил, как его чувство гордости за славу семьи переросло в пустое бахвальство. Не заметив этого, он чуть ли не запрещает сыну учиться, шумит, ер­шится. Это уже порок, достойный осужде­ния. Но Г. Мдивани не пользуется здесь оружием сатиры, не стремится обличать пороки. Он готов даже «амнистировать» хвастуна. Бледным выглядит этот персо­наж и в исполнении актера В. Соколова.

Автору пьесы не удался образ секретаря райкома партии Орехова, выведенного лишь как фигура эпизодическая и маловырази­тельная. От этого в значительной мере снижается идейное содержание и пьесы, и спектакля.

Спектакль «Новые времена», поставлен­ный Ярославским драматическим театром, имеет свои достоинства и свои недостатки. Коллектив, обладающий большим опытом в работе над произведениями советских дра­матургов, сумеет улучшить художествен­ные качества нужного спектакля.

В. ФРОЛОВ.