В. Вишневский

Незабываемый 1919-й

Историческая драма
Режиссёр: П. Васильев
Незабываемый 1919-й

...Май 1919 года, разгар Гражданской войны. Руководство Петрограда не может остановить наступление белых. Над Петроградом нависла угроза иностранной интервенции. В городе зреет заговор белогвардейцев. Чтобы предотвратить сдачу города, Ленин направляет в Петроград Сталина.

Для усиления обороны одного из важнейших опорных пунктов – форта Красная Горка Сталин направляет туда отряд рабочих. Среди них уполномоченный особого отдела Балтфлота Владимир Шибаев (Сергей Ромоданов). Однако командир форта Неклюдов неожиданно поднимает мятеж. Мятежники арестовывают коммунистов отряда. Но Шибаеву удаётся бежать.

Вернувшись в Питер, Шибаев докладывает о мятеже Сталину. Тот направляет Шибаева руководить массовыми обысками в буржуазных кварталах. Раскрыты и обезврежены крупные очаги контрреволюции, в том числе - гнездо заговорщиков в квартире мадам Буткевич.

Начинается штурм Красной Горки. На помощь мятежникам приходит английская эскадра, однако революционные корабли выигрывают бой с англичанами. Красноармейцы и моряки врываются на Красную Горку. Шибаев, пробравшись в минный каземат, предотвращает подготовленный английским агентом Дэксом взрыв форта.

Но главным спасителем молодой республики Советов становится товарищ Сталин, появившийся в Петрограде в самый драматический момент. Он умело и быстро очищает армию и флот от изменников, отменяет вредительскую директиву Зиновьева об эвакуации Питера и разоружении флота и своими мудрыми решениями предопределяет победу. Сюжет пьесы полностью соответствует «Краткому курсу истории ВКП(б)».

Премьера
6 ноября 1951 г
Продолжительность
3 часа с двумя антрактами
Сцена
Основная сцена

Фотогалерея

Пресса

«Северный рабочий», 1951, 20 ноября

В пьесе лауреата Сталинской премии В. Вишневского «Незабываемый 1919-й» в яркой художественной форме воплощены исторические события, происходившие ве­сной и летом 1919 года на Петроградском фронте.

Драматург показал, как под руководст­вом великих вождей революции В. И. Ленина и И. В. Сталина советский народ отстоял Родину от наглого, преступного, грабительского нашествия международной буржуазии.

Лучшие и самые волнующие эпизоды пьесы раскрывают образ гениального полководца, мудрого стратега революции товарища Сталина.

Постановка «Незабываемый 1919-й» в театре имени Ф. Г Волкова (режиссер— заслуженный деятель искусств РСФСР П. П. Васильев) — крупный шаг вперед в работе коллектива театра.

Спектакль начинается прологом, в ко­тором зрители видят скромный кабинет Ленина в Кремле. В. И Ленин сидит за столом. Появляется И. В. Сталин.

— Я просил бы Вас изложить Ваши со­ображения о Питере и о военной обстановке на Петроградском фронте с Вашей точки зрения, — говорит товарищу Сталину В. И. Ленин.

Сталин подходит к карте. Он говорит о вероятных направлениях ударов против­ника, о наиболее опасных участках и из­лагает свои соображения. «Необходимо принять план комбинированного стреми­тельного удара с моря, с суши и с возду­ха. Главный удар наносит флот, который выйдет в море и откроет огонь главным калибром по форту. Устарелые «научные» справки, таким образом, отпадают». Вни­мательно слушает своего соратника Владимир Ильич. В мудрых прозорливых сло­вах Сталина чувствуется гений полковод­ца, его спокойствие и уверенность в победе.

Сталин прибывает в Петроград, чтобы возглавить борьбу против контрреволю­ции. Зрители видят Сталина, знакомя­щегося с положением на фронте. Глубокое впечатление производит сцена в вагоне. В этой сцене с особой силой проявляется сталинское умение разбираться в людях.

Мы видим Сталина на совещании коман­диров отрядов. Просто и ясно излагает он план разгрома мятежников, вдохновляет матросов и рабочих, командиров и комис­саров на подвиги во имя советской Роди­ны.

В этих и во всех других эпизодах дра­матург сумел передать замечательные ка­чества Сталина-полководца. Театру при­шлось долго и упорно работать над образами В. И. Ленина (заслуженный ар­тист РСФСР И. П. Бросевич) и И. В. Сталина (народный артист РСФСР Г. А. Белов). В спектакле занят весь коллектив актеров, что намного усложнило работу режиссуры. Тем отраднее говорить о том, что спектакль и, в частности, игра Г. А. Белова одобрены зрителями. Г. А. Белов с большой силой раскрывает образ, создан­ный драматургом. Он показывает спокой­ные, мудрые действия Сталина, его нераз­рывное единение с народом, его качества гениального полководца. Артист передает силу и волю вождя, сталинское умение быстро ориентироваться в новых усло­виях и принимать твердые решения, точ­но и просто донести свою мысль окру­жающим.

Одной из центральных фигур в пьесе является матрос Шибаев — уполномочен­ный особого отдела Балтийского флота. Его играет заслуженный артист РСФСР С. Д. Ромоданов. В его исполнении Ши­баев предстает перед нами как беззавет­но преданный революции матрос-чекист. В острых, опасных положениях он спо­коен, выдержан, находчив. Он особенно полно проявляет себя во время обыска в салоне мадам Буткевич, в столкновениях со стариком-министром и шпионом Дэксом.

В исполнении Ромодановым роли Ши­баева есть один недостаток: артисту все-таки не удалось до конца избежать штам­па.

Артист И. Ф. Аристархов показывает сильного и умного большевика Воронова, члена Реввоенсовета Балтийского флота. На совещании командиров у И. В. Сталина Воронов выступает убежденно и уверенно. В нем чувствуется человек, знающий де­ло. В кабинете бывшего полковника Буткевича Аристархов — Воронов предстает как волевой руководитель.

Перед зрителями проходят героические образы командиров и бойцов девятнадца­того года. Среди них — наиболее запоминаю­щиеся: путиловский рабочий и командир Потапов (артист В. Е. Соколов). И у Сталина он держится уверенно и твердо, и на фронте, не задумываясь, решает судьбу своего сына Потапова Андрея (его хорошо играет артист П. С. Маслов), по­сылая на ответственное задание.

В пьесе Вишневского много эпизодиче­ских ролей. И надо сказать, что театр не­плохо справился с ними.

Один из эпизодов спектакля блестяще сыгран Ю. Ю. Коршуном, который в не­многих словах роли нашел столько силы и выразительности, что вызвал единодуш­ное одобрение зрителей. Коршун играет бывшего царского генерала Николаева, командира советской бригады. Белые за­хватили его в плен и зверски замучили. Ю. Ю. Коршун подчеркнул глубокое чув­ство любви к Родине, советской власти, чувство человеческого достоинства, как главные черты Николаева. Короткая сце­на допроса Николаева генералом Родзянко сделана ярко, правдиво, убедительно и глубоко волнует зрителя.

Родзянко, указывая на Николаева, в истерике кричит конвойцам: «Взять и повесить на первом суку!». Николаев, этот гордый человек, в наброшенной на плечи солдатской шинели, внезапно и резко командует: «Смирно!». Вздрагивает Родзянко, опешили конвойцы, а Николаев говорит, что советская власть непоколеби­ма, что Питера белым не взять, и сам выходит из кабинета. Следом за ним идут конвойцы, подавленные моральной силой этого человека.

Или другой эпизод. Командир линкора «Петропавловск» (заслуженный артист УССР Г. С. Свободин) на совещании командиров отрядов говорит, что флот со­здан для того, чтобы воевать. Он от души благодарит Сталина за отмену вражеских приказов о бездействии линкоров. В сло­вах, жестах — во всем у Свободина боль­шое чувство достоинства и силы.

Удачной следует считать и игру арти­стов: Л. П. Дубова (Жабоедов—конвоец), Е. Н. Николаева (конвоец), А. Б. Елекоевой (горничная у Буткевичей), С. Н. Юматова (перебежчик с «Красной горки»), К. А. Брина (старик).

Лагерь контрреволюции в спектакле по­казан в правдивых, порою иронических тонах. Выделяется своей игрой заслужен­ный артист РСФСР В. С. Нельский в роли генерал-майора Родзянко, коман­дующего вооруженными силами северо-запада России. Нельский рисует Родзян­ко самоуверенным, тупым солдафоном и в то же время жестоким карате­лем и палачом. В столкновении с гене­ралом Николаевым Родзянко—Нельский обнаруживает животный страх и нена­висть перед новой неодолимой Советской Россией.

Особо хочется остановиться на игре ар­тиста П. П. Антонова (шпион Дэкс). В его исполнении чувствуется раздвоен­ность. В начале спектакля — во встрече с Эгаром (артист Н. М. Север) Антонов бле­ден и бесцветен. Он не разоблачает внут­ренней сущности злейшего врага совет­ской страны. Говорит вяло, невырази­тельно, равнодушно. А в другой половине роли — встрече с бывшим полковником Буткевичем и особенно в столкновении с Шибаевым — Антонов дает убедительный облик шпиона, замаскировавшегося под «своего парня»—матроса. Походка враз­валку, медлительная речь, чуть пренебрежительный тон и глубокое спокойст­вие — вот чем он обманул бдительность такого человека, как Шибаев. Все это Ан­тонов делает просто, убедительно.

Своеобразно и ярко сыграл роль Неклю­дова, командира форта «Красная горка», артист В. И. Соколов. Истеричность и безнадежность — вот какие черты совершенно правильно придал артист Неклюдову.

Хорошо ведет роль мадам Буткевич — заслуженная артистка РСФСР К. Г Незванова. Она показывает предельное мораль­ное падение Буткевич, ее духовную опу­стошенность. звериную ненависть к со­ветской власти.

Заслуженный артист РСФСР С. М. Ко­миссаров правдиво передает облик бывшего полковника Буткевича, начальника ар­тиллерии Кронштадтской крепости. Он сух, по-военному подтянут, немногосло­вен. На лице — каменная маска. Это враг хитро замаскированный, но, когда его разоблачили, он в страхе падает на колени и молит о пощаде.

Спектакль начинается сценой в крем­левском кабинете В. Н. Ленина. Здесь великие вожди ведут разговор о разгроме контрреволюции, о будущем мирном строи­тельстве. Завершается спектакль сценой на берегу Балтийского моря. Из броневика появляется товарищ Сталин.

Толпы матросов, красные флаги, шты­ки, скалы, проволочные заграждения и серые волны Балтики. На скале Сталин. Он говорит торжественно:

— Враги хотела бы видеть Советское государство беззубым, безоружным, пада­ющим ниц, окровавленным. Нет, това­рищи!.. Если уж быть кому-нибудь окро­вавленным, мы приложим все силы к то­му, чтобы разбитым в кровь оказался бы буржуазный стан, а не Советские госу­дарство.

«Незабываемый 1919-й»—пьеса исто­рическая. Она напоминает нам о славных днях борьбы за советскую власть. Однако ценность пьесы еще и в том, что она воспринимается как грозное предостере­жение англо-американским империали­стам, которые готовят сейчас планы но­вой войны. Пьеса вселяет уверенность в непобедимость великого дела Ленина — Сталина.

Д. БОНДАРЕВ

Пьеса

Читать пьесу