«Северный рабочий», 1951, 20 ноября
В пьесе лауреата Сталинской премии В. Вишневского «Незабываемый 1919-й» в яркой художественной форме воплощены исторические события, происходившие весной и летом 1919 года на Петроградском фронте.
Драматург показал, как под руководством великих вождей революции В. И. Ленина и И. В. Сталина советский народ отстоял Родину от наглого, преступного, грабительского нашествия международной буржуазии.
Лучшие и самые волнующие эпизоды пьесы раскрывают образ гениального полководца, мудрого стратега революции товарища Сталина.
Постановка «Незабываемый 1919-й» в театре имени Ф. Г Волкова (режиссер— заслуженный деятель искусств РСФСР П. П. Васильев) — крупный шаг вперед в работе коллектива театра.
Спектакль начинается прологом, в котором зрители видят скромный кабинет Ленина в Кремле. В. И Ленин сидит за столом. Появляется И. В. Сталин.
— Я просил бы Вас изложить Ваши соображения о Питере и о военной обстановке на Петроградском фронте с Вашей точки зрения, — говорит товарищу Сталину В. И. Ленин.
Сталин подходит к карте. Он говорит о вероятных направлениях ударов противника, о наиболее опасных участках и излагает свои соображения. «Необходимо принять план комбинированного стремительного удара с моря, с суши и с воздуха. Главный удар наносит флот, который выйдет в море и откроет огонь главным калибром по форту. Устарелые «научные» справки, таким образом, отпадают». Внимательно слушает своего соратника Владимир Ильич. В мудрых прозорливых словах Сталина чувствуется гений полководца, его спокойствие и уверенность в победе.
Сталин прибывает в Петроград, чтобы возглавить борьбу против контрреволюции. Зрители видят Сталина, знакомящегося с положением на фронте. Глубокое впечатление производит сцена в вагоне. В этой сцене с особой силой проявляется сталинское умение разбираться в людях.
Мы видим Сталина на совещании командиров отрядов. Просто и ясно излагает он план разгрома мятежников, вдохновляет матросов и рабочих, командиров и комиссаров на подвиги во имя советской Родины.
В этих и во всех других эпизодах драматург сумел передать замечательные качества Сталина-полководца. Театру пришлось долго и упорно работать над образами В. И. Ленина (заслуженный артист РСФСР И. П. Бросевич) и И. В. Сталина (народный артист РСФСР Г. А. Белов). В спектакле занят весь коллектив актеров, что намного усложнило работу режиссуры. Тем отраднее говорить о том, что спектакль и, в частности, игра Г. А. Белова одобрены зрителями. Г. А. Белов с большой силой раскрывает образ, созданный драматургом. Он показывает спокойные, мудрые действия Сталина, его неразрывное единение с народом, его качества гениального полководца. Артист передает силу и волю вождя, сталинское умение быстро ориентироваться в новых условиях и принимать твердые решения, точно и просто донести свою мысль окружающим.
Одной из центральных фигур в пьесе является матрос Шибаев — уполномоченный особого отдела Балтийского флота. Его играет заслуженный артист РСФСР С. Д. Ромоданов. В его исполнении Шибаев предстает перед нами как беззаветно преданный революции матрос-чекист. В острых, опасных положениях он спокоен, выдержан, находчив. Он особенно полно проявляет себя во время обыска в салоне мадам Буткевич, в столкновениях со стариком-министром и шпионом Дэксом.
В исполнении Ромодановым роли Шибаева есть один недостаток: артисту все-таки не удалось до конца избежать штампа.
Артист И. Ф. Аристархов показывает сильного и умного большевика Воронова, члена Реввоенсовета Балтийского флота. На совещании командиров у И. В. Сталина Воронов выступает убежденно и уверенно. В нем чувствуется человек, знающий дело. В кабинете бывшего полковника Буткевича Аристархов — Воронов предстает как волевой руководитель.
Перед зрителями проходят героические образы командиров и бойцов девятнадцатого года. Среди них — наиболее запоминающиеся: путиловский рабочий и командир Потапов (артист В. Е. Соколов). И у Сталина он держится уверенно и твердо, и на фронте, не задумываясь, решает судьбу своего сына Потапова Андрея (его хорошо играет артист П. С. Маслов), посылая на ответственное задание.
В пьесе Вишневского много эпизодических ролей. И надо сказать, что театр неплохо справился с ними.
Один из эпизодов спектакля блестяще сыгран Ю. Ю. Коршуном, который в немногих словах роли нашел столько силы и выразительности, что вызвал единодушное одобрение зрителей. Коршун играет бывшего царского генерала Николаева, командира советской бригады. Белые захватили его в плен и зверски замучили. Ю. Ю. Коршун подчеркнул глубокое чувство любви к Родине, советской власти, чувство человеческого достоинства, как главные черты Николаева. Короткая сцена допроса Николаева генералом Родзянко сделана ярко, правдиво, убедительно и глубоко волнует зрителя.
Родзянко, указывая на Николаева, в истерике кричит конвойцам: «Взять и повесить на первом суку!». Николаев, этот гордый человек, в наброшенной на плечи солдатской шинели, внезапно и резко командует: «Смирно!». Вздрагивает Родзянко, опешили конвойцы, а Николаев говорит, что советская власть непоколебима, что Питера белым не взять, и сам выходит из кабинета. Следом за ним идут конвойцы, подавленные моральной силой этого человека.
Или другой эпизод. Командир линкора «Петропавловск» (заслуженный артист УССР Г. С. Свободин) на совещании командиров отрядов говорит, что флот создан для того, чтобы воевать. Он от души благодарит Сталина за отмену вражеских приказов о бездействии линкоров. В словах, жестах — во всем у Свободина большое чувство достоинства и силы.
Удачной следует считать и игру артистов: Л. П. Дубова (Жабоедов—конвоец), Е. Н. Николаева (конвоец), А. Б. Елекоевой (горничная у Буткевичей), С. Н. Юматова (перебежчик с «Красной горки»), К. А. Брина (старик).
Лагерь контрреволюции в спектакле показан в правдивых, порою иронических тонах. Выделяется своей игрой заслуженный артист РСФСР В. С. Нельский в роли генерал-майора Родзянко, командующего вооруженными силами северо-запада России. Нельский рисует Родзянко самоуверенным, тупым солдафоном и в то же время жестоким карателем и палачом. В столкновении с генералом Николаевым Родзянко—Нельский обнаруживает животный страх и ненависть перед новой неодолимой Советской Россией.
Особо хочется остановиться на игре артиста П. П. Антонова (шпион Дэкс). В его исполнении чувствуется раздвоенность. В начале спектакля — во встрече с Эгаром (артист Н. М. Север) Антонов бледен и бесцветен. Он не разоблачает внутренней сущности злейшего врага советской страны. Говорит вяло, невыразительно, равнодушно. А в другой половине роли — встрече с бывшим полковником Буткевичем и особенно в столкновении с Шибаевым — Антонов дает убедительный облик шпиона, замаскировавшегося под «своего парня»—матроса. Походка вразвалку, медлительная речь, чуть пренебрежительный тон и глубокое спокойствие — вот чем он обманул бдительность такого человека, как Шибаев. Все это Антонов делает просто, убедительно.
Своеобразно и ярко сыграл роль Неклюдова, командира форта «Красная горка», артист В. И. Соколов. Истеричность и безнадежность — вот какие черты совершенно правильно придал артист Неклюдову.
Хорошо ведет роль мадам Буткевич — заслуженная артистка РСФСР К. Г Незванова. Она показывает предельное моральное падение Буткевич, ее духовную опустошенность. звериную ненависть к советской власти.
Заслуженный артист РСФСР С. М. Комиссаров правдиво передает облик бывшего полковника Буткевича, начальника артиллерии Кронштадтской крепости. Он сух, по-военному подтянут, немногословен. На лице — каменная маска. Это враг хитро замаскированный, но, когда его разоблачили, он в страхе падает на колени и молит о пощаде.
Спектакль начинается сценой в кремлевском кабинете В. Н. Ленина. Здесь великие вожди ведут разговор о разгроме контрреволюции, о будущем мирном строительстве. Завершается спектакль сценой на берегу Балтийского моря. Из броневика появляется товарищ Сталин.
Толпы матросов, красные флаги, штыки, скалы, проволочные заграждения и серые волны Балтики. На скале Сталин. Он говорит торжественно:
— Враги хотела бы видеть Советское государство беззубым, безоружным, падающим ниц, окровавленным. Нет, товарищи!.. Если уж быть кому-нибудь окровавленным, мы приложим все силы к тому, чтобы разбитым в кровь оказался бы буржуазный стан, а не Советские государство.
«Незабываемый 1919-й»—пьеса историческая. Она напоминает нам о славных днях борьбы за советскую власть. Однако ценность пьесы еще и в том, что она воспринимается как грозное предостережение англо-американским империалистам, которые готовят сейчас планы новой войны. Пьеса вселяет уверенность в непобедимость великого дела Ленина — Сталина.
Д. БОНДАРЕВ