И. Прут

Князь Мстислав Удалой

Революционная драма
Режиссёр: А. Бурин
Князь Мстислав Удалой
Премьера
19 марта 1935 г
Продолжительность
3 часа с двумя антрактами
Сцена
Основная сцена

Фотогалерея

Пресса

«СЕВЕРНЫЙ РАБОЧИЙ»

«Князь Мстислав Удалой» — пер­вая пьеса в текущем театральном сезоне, посвященная гражданской войне.

За день до премьеры режиссер Ан. Бурин со страниц «Северного рабочего» обещал зрителю: «Показа живых людей мы добиваемся путем художе­ственно-правдивого изображе­ния не только положительных качеств персонажей, но и отрицательных их свойств, строя образ путем его разви­тия на протяжении всей пьесы».

Но развития образа в «Князе Мстиславе Удалом» не получилось. В лице комиссара бронепоезда Ни­киты Лосенко (арт. Соколов), коман­дира Державина (арт. Разумов), политрука Кацмана (арт. Матвеев) мы увидели старых знакомых, пере­несенных на сцену с агитплаката вы­пуска девятнадцатого года.

Возьмите образ комиссара, оли­цетворяющего коммунистическую партию, цементирующего отряд бой­цов, едущих в бронепоезде. Как подан образ этого комиссара?

Зритель видит перед собой ка­кой-то схематический набросок. Пе­ред глазами зрителя мелькает ко­жаная куртка, ниже и испуганнее всех пригибающаяся к земле при каждом взрыве снаряда.

Мы вовсе не хотим этим самым сказать, что театр должен был по­казать в лице комиссара этакого железо-бетонного героя, бесстраш­но подставляющего грудь под вражьи выстрелы. Но во всяком случае было бы правдивее и для зрителя убедительнее показать ко­миссара, как человека с огромным моральным авторитетом, как чело­века большой воли и глубокой веры в правоту дела, за которое он идет вместе с товарищами, жерт­вуя жизнью.

Проследите за зрительным залом. Нарастает ли в нем напряжение по мере того, как идет пьеса?

Нет, если не считать заключи­тельной развязки пьесы. В постановке «Мстислава удалого» чрез­вычайно мало действия и непомерно много бесстрасности, какого-то непонятного равнодушия в игре исполнителей.

Вспомните!

Бронепоезд «Князь Мстислав Удалой» на осадном положении. Паровоз выведен из строя, маши­нист убит. Снаряды мамонтовцев взрывают стальную бронь поезда. А люди?

А люди сидят себе преспокойно, табаком забавляясь, и лишь изред­ка, пригнувшись, подбегут к пуле­метам, посмотрят на противника и — снова за беседу, снова начи­нается перекурка.

Так в жизни, конечно, не быва­ло. И от такого сценического раз­решения образов и эпизодов герои­ческого прошлого веет страшней­шей надуманностью.

Перед зрителем проходит галлерея действующих лиц с невыявленными индивидуальными особенно­стями и характерами, с незакончен­ными образами. Какая-то своеобраз­ная уравниловка типов!

А между тем, какие большие воз­можности даны автором пьесы к созданию образа комиссара броне­поезда, командира, пулеметчика Сико и др. Эти возможности остались неиспользованными. Вложенные в уста действующих лиц слова звучат неубедительно, образы не получают своего развития. И только арт. Риттер (пулеметчик Степан), арт. Розин (поручик) и арт. Шатов (машинист) а какой-то мере при­ближаются к правильной трактовке ролей.

Со спектакля уходишь с таким впечатлением, как будто бы просмотрел не пьесу, а макеты постановки.

... Звездное небо, бегущие телеграфные столбы, яркие фары броне­поезда... Это как-то крепче остается в памяти, нежели самое основное – трехчасовое сценическое действие.

Нам кажется, что «Князь Мсти­слав Удалой» — одна из слабых по­становок театра им. Волкова. Правда, это первая самостоятельная по­становка тов. Бурина, но это ни в какой мере не снимает ответствен­ности с основных художественных руководителей театра и с коллекти­ва в целом.

И. Михно, Н. Хабанов