А. Крон

Кандидат партии

Современная хроника
Режиссёр: П. Васильев
Кандидат партии
Вот что писала о спектакле "Кандидат партии" газета "Правда" 2 февраля 1951 года:

«На сценах некоторых местных театров идёт новая пьеса А. Крона «Кандидат пар­тии», напечатанная в десятом номере жур­нала «Новый мир» за прошлый год.
Интерес к этой пьесе не случаен: она за­трагивает очень важную и нужною для со­ветского театра тему. Какова же эта тема и как она решена в произведении драматурга?
Первые картины пьесы знакомят зрителя с семьей московского рабочего Прокофия Леонтьева. В квартире Леонтьевых появ­ляется инспектор Ковако, который распо­лагает «неопровержимыми данными» о том, что Прокофий Леонтьев — владелец частной электромеханической мастерской. Николая Леонтьева, главного героя пьесы, зритель видит впервые, когда тот врывается домой, благополучно ускользнув на мотоцикле без номера от преследования автоинспекции. Вскоре выясняется, что Ни­колай вместе со своим другом Анатолием Востряковым как раз в этот день завершили выполнение двадцати годовых норм и что семья Леонтьевых вовсе не такова, какой она представлялась инспектору Ковако.
В дальнейшем развитии действия проти­вопоставлены друг другу образы Николая Леонтьева и Анатолия Вострякова. Фотокор­респондент Венцова, приехавшая сфотогра­фировать стахановцев, проявляет активную заинтересованность в судьбе Николая, по­скольку она ищет знатного жениха, а в Николае видит «тот самый драгоценный сырой материал, из которого в нашей стра­не делаются министры и депутаты». Она собирается в пять лет сделать из него «че­ловека» и для начала принимается писать за Леонтьева и Вострякова книгу об их «методе». Книга оказывается плохой. Ни­колай вначале опускает руки, но потом ор­ганизует занятия с группой рабочих, что­бы практически передать им свой опыт. А в Вострякове постепенно обнажаются чер­ты карьериста, двурушника и интригана. Он жаждет личной славы и не брезгает в борьбе за нее низкими, подлыми поступками.
Столкновение этих двух людей еще более обостряется во время разбора дела о брако­ванной детали, выпущенной заводом. На ней стоит личное клеймо Леонтьева, но оказывается, что деталь обрабатывал Во­стряков. Пьеса заканчивается победой Ни­колая Леонтьева.
Заслуживает всяческой поддержки обра­щение драматурга к чрезвычайно важной, благородной теме о жизни и труде совет­ского рабочего класса наших дней. Акту­альна постановка в художественном произ­ведении проблемы борьбы старого и ново­го, преодоления пережитков капитализма в сознании людей.
Борьба нового, нарождающегося, со ста­рым, отмирающим, — то жизненное зерно, ко­торое составляет основу творческого замы­сла пьесы. Советские зрители кровно заин­тересованы в том, чтобы драматурги, глу­боко изучая жизнь, отображали в своих произведениях процесс революционного раз­вития нашей действительности. Зритель ждет от драматургов создания правдивых и ярких пьес о советской современности и радостно приветствует каждый успех пи­сателей на этом пути. Особенное значение для развития всего нашего театрального искусства имеет обогащение репертуара те­атров новыми пьесами о рабочем классе, которых создано еще очень мало.
Положительные стороны замысла пьесы А. Крона выражены прежде всего в стрем­лении показать в образе Николая Леонтье­ва черты передового, высококультурного ра­бочего. Характер интересно намечен, увле­кают мысли Николая о труде при комму­низме, его искания. Отрадно, что высокая культура современного передового рабоче­го нашла отражение и в речи главного ге­роя пьесы.
Но творческое решение верного, увлека­тельного замысла оказалось во многом не­удачным. Типичные жизненные явления дра­матург нередко подменяет надуманными, и в трактовку образов привносятся противоре­чия, не взятые из жизни, а выдуманные.
Спектакль, поставленный в Ярославском театре им. Ф. Г. Волкова, убеждает в том, что усилия талантливого актерского коллектива и постановщика во многом сво­дятся на нет существенными недостатками пьесы, резко снижающими значение спек­такля…»
Премьера
21 ноября 1950 г
Продолжительность
2 часа 40 минут с антрактом
Сцена
Основная сцена

Пьеса

Читать пьесу