В. Покровский

Как я отдыхал

Комедия
Режиссёр: С. Гордеев
Как я отдыхал
Премьера
31 мая 1972 г
Продолжительность
2 часа 30 минут с антрактом
Сцена
Основная сцена

Фотогалерея

Пресса

Северный рабочий, 1972, 28 июня

Какой театр в наши дни не мечтает о хорошей пьесе, в особенности о ко­медии! Но хорошие пьесы появляются, к сожалению, не так часто. По этой причине те­атру иногда приходится довольствоваться, скажем мягко, дра­матургической продукцией от­нюдь не первого сорта, и он по­этому волей-неволей присваи­вает себе, в какой-то мере, функции драматурга.

Постановка комедии В. Пок­ровского «Как я отдыхал» на сцене театра имени Ф. Г. Вол­кова, — один из таких случаев. Дипломант Харьковского инсти­тута искусств С. И. Гордеев и художественный руководитель постановки, народный артист СССР Ф. Е. Шишигин внима­тельно прочитали драматурги­чески и сюжетно рыхловатую пьесу, укрепили основной стержень действия, убрали не­нужные детали, усилили звуча­ние некоторых сцен — и вынес­ли свой вариант пьесы на суд зрителей.

Комедия — один из самых сложных сценических жанров. Комедийная обостренность жиз­ненных ситуаций, элементы гротеска, а порой водевиля и буффонады требуют от постановщика, художника и исполни­телей максимального чувства меры, заставляют находить спе­цифические средства воплоще­ния пьесы и образов. Режиссёpу-постановщику С. И. Горде­еву предстояло решить всё эти задачи, разумеется, без скидок на свою творческую молодость и дебютантство.

На переднем плане пьесы В. Покровского был банальный треугольник: Виктор (В. В. Сергеев), Лина (Л. И. Голубе­ва) и Олег (В. К. Соколов). Этим треугольником, собствен­но, и определялась основная сю­жетная линия пьесы, причем конфликт Виктора и Олега представал преувеличенно значительным, искусственным, неубедительным.

Из пьесы, как из песни слова, конфликт не выкинешь, но изменить смысловые нагрузки, прояснить и углубить идею — все это во власти постановоч­ного коллектива, если он точно знает, чего хочет сказать зрителю. Это и было сделано. Конфликт остался конфликтом, но он теперь не мешает понять главное в спектакле — воспи­тание высоких чувств, станов­ление нравственности. Мысль о том, что красота человека — это красота его дел и чувств, что ценность человека опреде­ляется прежде всего мерой слу­жения его обществу — все это зазвучало в спектакле отчетли­во. В общении Виктора с дедом Филей (Ф. И. Раздьяконов), Кешкой (Ю. Е. Рычков), Май­кой (Н. Н. Сергеева), Люсей (Л. В. Зотова) — людьми, без­заветно преданными своему делу, умеющими обогащать и украшать жизнь, происходит становление героя как лично­сти, гражданина, а развитие конфликта спектакля определя­ется отнюдь не личными взаи­моотношениями Виктора, Лины й Олега, а их идейно-нравственными убеждениями, взглядами на жизнь и свое место в ней.

Думается, именно эта рабо­та над выявлением и воплоще­нием основной идеи — явилась творчески результативной осно­вой создания актерского ансам­бля спектакля. Она привела исполнителей к единому пони­манию задач, помогла устано­вить четко линии действия и психологические связи героев, определила верный ритм их сценической жизни и формы сценического воплощения обра­зов и спектакля в целом.

Наверное, поэтому внешне так легко и просто создает В. В. Сергеев образ Виктора — свою первую роль на профес­сиональной сцене. По мере раз­вития событий он открывает новые черты характера своего героя — постепенно, со време­нем превращается из ирониче­ского бодрячка в самостоятельного, духовно крепкого, цельного человека.

Интересен и его «антагонист» Олег в трактовке В. К. Соколова. Это не просто удач­ливый ловкач, а и носитель мещанских взглядов, личность социально небезопасная, и по­этому конфликт его с Виктором носит общественный смысл. На стороне Олега — только Лина, а против них — все действую­щие лица, и старые их знако­мые, и «совсем чужие» парни и девушки колхозной Петуховки во главе с шофером Кешкой.

В исполнении Ю. Е. Рычкова Кешка, этот силач, увалень с добрейшей и бесхитростной ду­шой, подкупает нас обаянием непосредственности и реши­тельностью действия в серьез­ные минуты жизни.

Темпераментно и вместе с тем очень мягко играет свою первую роль колхозницы Майки Н. Н. Сергеева. Мы видим её героиню то безудержно задорной, то нежно-застенчивой, и то же время очень цельной и собранной — и все это молодая актриса делает правдиво и вы­разительно.

Существует мнение, согласно которому начинающим актерам трудно играть рядом с мастера­ми сцены, от этого они якобы обязательно «проигрывают». Конечно, трудно. Но разве бы­ло бы легче, если бы не было рядом с Валерием и Наташей Сергеевыми таких мастеров сцены как заслуженные артисты РСФСР Н. И. Терентьева и Ю. А. Караев? Общение с ними помогает точнее понять за­дачи, войти в ансамбль спек­такля, заставляет «тянуться» за ними, полнее творчески себя мобилизовать.

Думается, удачам дебютан­тов — режиссеру и актерам во многом содействовало именно это общение с мастерами сцены в спектакле «Как я отдыхал».

Д. АНТОНОВ