Северный рабочий, 1972, 28 июня
Какой театр в наши дни не мечтает о хорошей пьесе, в особенности о комедии! Но хорошие пьесы появляются, к сожалению, не так часто. По этой причине театру иногда приходится довольствоваться, скажем мягко, драматургической продукцией отнюдь не первого сорта, и он поэтому волей-неволей присваивает себе, в какой-то мере, функции драматурга.
Постановка комедии В. Покровского «Как я отдыхал» на сцене театра имени Ф. Г. Волкова, — один из таких случаев. Дипломант Харьковского института искусств С. И. Гордеев и художественный руководитель постановки, народный артист СССР Ф. Е. Шишигин внимательно прочитали драматургически и сюжетно рыхловатую пьесу, укрепили основной стержень действия, убрали ненужные детали, усилили звучание некоторых сцен — и вынесли свой вариант пьесы на суд зрителей.
Комедия — один из самых сложных сценических жанров. Комедийная обостренность жизненных ситуаций, элементы гротеска, а порой водевиля и буффонады требуют от постановщика, художника и исполнителей максимального чувства меры, заставляют находить специфические средства воплощения пьесы и образов. Режиссёpу-постановщику С. И. Гордееву предстояло решить всё эти задачи, разумеется, без скидок на свою творческую молодость и дебютантство.
На переднем плане пьесы В. Покровского был банальный треугольник: Виктор (В. В. Сергеев), Лина (Л. И. Голубева) и Олег (В. К. Соколов). Этим треугольником, собственно, и определялась основная сюжетная линия пьесы, причем конфликт Виктора и Олега представал преувеличенно значительным, искусственным, неубедительным.
Из пьесы, как из песни слова, конфликт не выкинешь, но изменить смысловые нагрузки, прояснить и углубить идею — все это во власти постановочного коллектива, если он точно знает, чего хочет сказать зрителю. Это и было сделано. Конфликт остался конфликтом, но он теперь не мешает понять главное в спектакле — воспитание высоких чувств, становление нравственности. Мысль о том, что красота человека — это красота его дел и чувств, что ценность человека определяется прежде всего мерой служения его обществу — все это зазвучало в спектакле отчетливо. В общении Виктора с дедом Филей (Ф. И. Раздьяконов), Кешкой (Ю. Е. Рычков), Майкой (Н. Н. Сергеева), Люсей (Л. В. Зотова) — людьми, беззаветно преданными своему делу, умеющими обогащать и украшать жизнь, происходит становление героя как личности, гражданина, а развитие конфликта спектакля определяется отнюдь не личными взаимоотношениями Виктора, Лины й Олега, а их идейно-нравственными убеждениями, взглядами на жизнь и свое место в ней.
Думается, именно эта работа над выявлением и воплощением основной идеи — явилась творчески результативной основой создания актерского ансамбля спектакля. Она привела исполнителей к единому пониманию задач, помогла установить четко линии действия и психологические связи героев, определила верный ритм их сценической жизни и формы сценического воплощения образов и спектакля в целом.
Наверное, поэтому внешне так легко и просто создает В. В. Сергеев образ Виктора — свою первую роль на профессиональной сцене. По мере развития событий он открывает новые черты характера своего героя — постепенно, со временем превращается из иронического бодрячка в самостоятельного, духовно крепкого, цельного человека.
Интересен и его «антагонист» Олег в трактовке В. К. Соколова. Это не просто удачливый ловкач, а и носитель мещанских взглядов, личность социально небезопасная, и поэтому конфликт его с Виктором носит общественный смысл. На стороне Олега — только Лина, а против них — все действующие лица, и старые их знакомые, и «совсем чужие» парни и девушки колхозной Петуховки во главе с шофером Кешкой.
В исполнении Ю. Е. Рычкова Кешка, этот силач, увалень с добрейшей и бесхитростной душой, подкупает нас обаянием непосредственности и решительностью действия в серьезные минуты жизни.
Темпераментно и вместе с тем очень мягко играет свою первую роль колхозницы Майки Н. Н. Сергеева. Мы видим её героиню то безудержно задорной, то нежно-застенчивой, и то же время очень цельной и собранной — и все это молодая актриса делает правдиво и выразительно.
Существует мнение, согласно которому начинающим актерам трудно играть рядом с мастерами сцены, от этого они якобы обязательно «проигрывают». Конечно, трудно. Но разве было бы легче, если бы не было рядом с Валерием и Наташей Сергеевыми таких мастеров сцены как заслуженные артисты РСФСР Н. И. Терентьева и Ю. А. Караев? Общение с ними помогает точнее понять задачи, войти в ансамбль спектакля, заставляет «тянуться» за ними, полнее творчески себя мобилизовать.
Думается, удачам дебютантов — режиссеру и актерам во многом содействовало именно это общение с мастерами сцены в спектакле «Как я отдыхал».
Д. АНТОНОВ