Ю. Черняк

Исполнение желаний

Драматические сцены
Режиссёр: В. Кузьмин
Исполнение желаний
Премьера
16 мая 1982 г
Продолжительность
2 часа 30 минут с антрактом
Сцена
Основная сцена

Фотогалерея

Пресса

Литературная Россия, 1982, 30 июля.

Дорогое наше Нечерноземье…

Государственный Ярославский академический театр име­ни Фёдора Волкова поставил драматическую быль Юрия Черняка «Исполнение желаний». То, о чём рассказал автор в этой пьесе, он знает не понаслышке. Ю. Черняк уже много лет работает корреспондентом Центрально­го телевидения и Всесоюзного радио по Ярославской и Костромской областям и, естественно, исколесил их вдоль и поперек. Корреспондентская необходимость привела его однажды в колхоз «Путь Ильича» Брейтовского района. Ситуация, которую он там застал, и легла в основу пьесы. Об этой ситуации стоит рассказать, давая тем самым представление о содержании драматургического произве­дения.

К руководству колхозом в тот момент пришла (она и по сей день руководит им) выбранная на этот пост Раи­са Васильевна Воронова. Хозяйство ей досталось в пла­чевном состоянии. Причём бывшие до неё председатели, снятые за различные «грехи», — все они остались тут же, в селе. И, снедаемые тоскливой завистью к той, которая заняла их место, начали мутить воду, как только могли. То слушок пустят об аморальном по­ведении председателя. Мол живет одна, без мужа... Стало быть... Не может не быть... Ясное дело... Или, ска­жем, дала по загривку пьяному расхулиганившемуся пар­ню... Что же это такое? Рукоприкладством занимается председатель? Тоже повод для шума. Или вот совсем из ряда вон выходящее: купила для колхоза самолет. С ка­рандашом в руке подсчитала, что это выгодно будет. За считанные минуты, кому необходимо, сможет напрямик добраться до райцентра и тотчас же вернуться обратно, вместо того, чтобы целыми днями по весне или осени ме­сить дорожную хлябь. Но пошло гулять по селу, по райо­ну и даже дальше насмешливо-издевательское: «Баба на базаре купила самолет...» Дескать, унять надо эту сума­сбродку. Иначе она бог весть до чего дойдет! (Кстати сказать, самолет и сейчас с пользой работает в колхозе.)

Конечно, все это не могло не вызвать реакцию брей­товских районных организаций: в колхоз приехали кор­респондент газеты и следователь. И тот и другой стали, как говорится, собирать материалы: первый — для статьи, второй — для «дела»: корреспондент, правда, больше все­го хотел во всём разобраться и оградить Воронову от наветов и оскорблений.

А Вороновой... Вороновой работать надо было. Рабо­тать!

Нечерноземье. Дорогое наше Нечерноземье с его кру­тым нравом и неожиданными погодными перепадами: то заморозки, то поздняя весна... То картошка в поле помёрзнет, то сено вымокнет и никакой раструской его уже не высушить... Все это и многое, многое другое требовало немедленных мер, умных реше­ний, четких продуманных распоряжений.

Но работать Воронова умела и умеет. Работать люби­ла и любит. «Есть упоение в бою», — сказал поэт. Но есть упоение и в труде. Это может подтвердить Раиса Васильевна. Она испытывала и испытывает это упоение. Увлекаясь, она увлекает других. Ну, недаром, не случайно же она много лет возглавляет колхоз и неудержимо, не­смотря ни на что, превращала и превратила хозяйство, го­дами замыкавшее районную сводку по всем показателям, в одно из передовых в районе.

Вот какие конфликты, битвы и страсти обнаружил кор­респондент радио и телевидения Юрий Черняк.

Готовая пьеса! — воскликнет читатель.

Готовая-то она готовая. Но её же так вот не сыграешь, как рассказано. Её потому и легко было рассказать, что она уже написана и сыграна. А до этого её надо было в жизни разглядеть и почувствовать зоркими глазами и бес­покойной душой драматурга.

Забегая вперед, расскажем о том, как на премьеру в Ярославль приехали колхозники из колхоза «Путь Ильи­ча» вместе со своим председателем Раисой Васильевной Вороновой.

По окончании спектакля на сцену вызвали и её. Расте­рянно стояла она рядом с заслуженной артисткой РСФСР Т. Канунниковой, исполнительницей главной роли — по пьесе Анастасии Дорониной Они обнялись и, к огромно­му удовольствию зрителей, расцеловались — подлинный председатель колхоза и актриса, воплотившая на сцене образ председателя. А когда аплодисменты стихли, Воро­нова сказала:

— До чего же похоже было все на наши нечернозём­ные брейтовские дела! Откуда вы, артисты, про всё про это гак хорошо знаете? Как близко к сердцу приняли вы наши тревоги и заботы наши радости и успехи, — правда, так всё и было... Так всё и было...

Театр ликует, когда слышит подобное выступление зри­теля. Да еще такого зрителя!

Конечно же, успех спектакля прежде всего определяет­ся игрой Т. Канунниковой. Есть в её Дорониной и обая­ние, и глубина, и порывистость; есть мастерство и вдохновение. Ну, а дальнейшему приближению к жизненной достоверности, дальнейшему проникновению в психологи­ческую глубину образа замечательной русской женщины, нашей современницы — предела нет.

В спектакле немало и других актёрских удач, о которых не хочется говорить походя (ведь действующих лиц в пьесе более двух десятков, не считая «массовки»). Ска­жем лишь, что ансамбль, созданный режиссерами В. Кузь­миным и С. Розовым, отвечает значительности темы пье­сы и спектакля и горячо, темпераментно, в ярких красоч­ных эпизодах решает каждое событие, каждый эпизод.

А вот оформление художника А. Патракова явно не уда­лось. Нечерноземье России — край спокойных, медли­тельных рек и березовых рощ, полных зеленого шума и птичьего гомона. Какой же художественный эквивалент был найден театром? Надо сказать прямо — никакой. Вы­чурное, нарочито обнажающее свою условность, оформле­ние это вызывает удивление в лучшем случае. Это пони­мает и театр, пригласивший другого художника для созда­ния новых декораций.

Премьера ярославского спектакля, состоялась за не­сколько дней до майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС. В тот день, когда были опубликованы материалы Пленума, тоже шел этот спектакль. За кулисами царило удивитель­ное настроение. Оно перехлёстывалось через рампу и за­хватывало зрителей.

Все радовались тому, что старейший театр нашей стра­ны шагает в ногу с временем, что отражённые сцениче­ским искусством события в нечерноземном колхозе — это действенная, в основном увенчавшаяся успехом попытка творческого коллектива встать в один ряд с теми, кто особо ответствен за выполнение решений партии.

Д. МЕДВЕДЕНКО