А. Крон

Глубокая разведка

Комедия
Режиссёр: Ю. Коршун
Глубокая разведка
Пьеса рассказывает о бакинских нефтяниках. Действие происходит незадолго до Великой Отечественной войны.
Подробнее о спектакле читайте ниже в разделе "Публикации".
Премьера
7 ноября 1964 г
Продолжительность
3 часа с тремя антрактами
Сцена
Основная сцена

Фотогалерея

Пресса

«Северный рабочий», 1964, 7 ноября


Когда встречаешь на афише слово «комедия», немного настораживаешься: умной, веселой комедией нас балуют не часто.

«Глубокая разведка» А. Крона и не обещала «легкого» спектакля. Проблемы в пьесе поднимаются серьезные. Характеры героев раскры­ваются в острых конфликтах; происходит «глубокая разведка» душевных качеств человека. Вопросы эти вол­нуют сегодня так же, как и в 30-е го­ды, когда писалась пьеса.

В основе конфликта, к которому сопричастны действующие лица, ле­жит не только различное отношение к труду, но и разная мораль. Мысль о том, что эти стороны человеческой личности тесно связаны между со­бой, проводится в спектакле доста­точно выпукло. Весомо звучит диа­лог Мориса и Мехти. «Я всегда гео­лог», — говорит Морис. «И никогда не бываете человеком?» — иронизи­рует Мехти. «Я всегда человек, — возражает геолог. — Именно профессия отличает человека от свиньи. Люди — это геологи, инженеры, пахари, каменщики, артисты. Они из­меняют мир. Человек вне профессии – только позвоночное, после которо­го не остается ничего, кроме про­дуктов распада». О труде, наполняю­щем человеческую жизнь большим смыслом, говорит и Майоров.

Но если для Майорова, Мориса и их друзей поиски нефти, разведка земных недр — дело их жизни и че­сти, то для Гетманова и Мехти от­крытие нефти — путь к личному бла­гополучию. Для них это вопрос карь­еры. И думается, неплохо было бы, если бы в спектакле сильнее зазву­чали сатирические нотки. Повод для этого есть.

Вот проповедник теории «жизнь для себя» Мехти. Он не враг в пря­мом понимании этого слова: не вре­дитель, не диверсант. И все же он наш противник, ибо растлевает души людей, ради корыстных целей спосо­бен загубить большое дело. Ф. И. Раздьяконов тонко дает почувство­вать постоянную внутреннюю напря­женность этого ловчилы и интрига­на. Вовсе не беззаботно живётся любителю отелей, мягких вагонов, «бархатного» сезона и «доступных девчонок», этому внутренне опусто­шенному человеку. И Мехти должен уйти со сцены не только разоблачен­ным, но и остро осмеянным.

В большей степени, чем это сдела­но, заслуживает разоблачения Гетма­нов. Он олицетворяет в пьесе тот стиль руководства, который полу­чил резкое осуждение в наши дни. Заслуженный артист РСФСР Н. В. Кузьмин убедительно раскрывает этот «стиль»: стремление любой це­ной «дать рекорд», уверенность в своем предназначении руководить, способность объяснять поступки лю­дей лишь дурными побуждениями. «Всю эту банду надо держать в ру­ках». «Иногда полезно наступать на любимые мозоли». «В таких делах – все люди дрянь». Вот он — Гет­манов с безапелляционностью и ци­низмом своих суждений, высокоме­рием, окриком. И пусть в глубине души у Гетманова все же теплится огонек совести, «кривизна души» не­избежно ведет его к крушению. Лю­ди, подобные Гетманову, приносят много вреда.

Мехти и Гетманову пытается про­тивостоять геолог Морис (народ­ный артист РСФСР С. Д. Ромоданов). Этот экспансивный, влюбленный в свою профессию человек неподкуп­но честен. У него чудесная душа. Таким его показывает артист. Зрите­ли с доброй улыбкой, искренней сим­патией принимают Мориса. Но ря­дом с другими чересчур «серьезны­ми» персонажами Морис подчас вы­глядит несколько чудаковатым. И здесь можно говорить о недостаточ­ной ансамблевости спектакля, цель­ности режиссерского замысла.

Подлинная сила, противостоящая всему дурному, — Майоров. Эта сила не в служебном положении героя (он главный инженер треста), а в людях, стоящих за ним, верящих в него, чьими интересами живет он сам. В исполнении народного артис­та РСФСР В. С. Нельского Майоров привлекателен своей человечностью. Легко и непринужденно складыва­ются его отношения с людьми-единомышленниками. Майоров делает ставку на лучшие качества человека. Эта линия определяет и отношение Майорова к Андрею, другу юности, вставшему на ложный путь. Но как раз в этой связи и хочется возра­зить исполнителю: не излишне ли мягок Майоров? В нем хочется видеть качества борца, твердость на стоящего руководителя-коммуниста

Роль Марины Гетмановой артистка В. П. Нельская и заслуженная артистка Бурятской АССР Т. Г. Жуковская играют по-разному. Нельская показывает Марину в плане драматическом. У зрителя создается впечатление ее душевной подавлен­ности. Марине—Жуковской присущи живость, легкий юмор. Она выгля­дит, пожалуй, естественнее.

Мягким юмором окрашен облик старика Андреянова, которого естест­венно, в хорошем ключе играет Ю. Караев. Запоминается Марго в исполнении Н. И. Терентьевой. Перед нами легкомысленная, прожившая никчемную жизнь женщина. Но чело­век она добрый и чувствующий: это в ней разглядели и Морис, и Мари­на. И почти все хорошие люди в спектакле хотят помочь Марго, верят в возможность ее перевоспитания в труде. И зрители тоже верят.

Но вот у другой исполнительницы роли — 3. Д. Притулы — Марго совсем иная. Артистка создает гро­тескный образ, который выбивается из общего стиля спектакля, выгля­дит нарочито.

Не использует полностью возмож­ностей своей роли Л. П. Ду­бов. Его Семен Семенович слишком монотонен. Он скорее надоедлив, чем смешон, хотя предпочтительнее по­следнее.

Нашему театру, имеющему опыт творческого содружества с драма­тургами, думается, следовало бы до­казать автору «Глубокой разведки» необходимость некоторых изменений в пьесе. Следовало бы убрать налет архаичности. Все эти «анархо-синдикалисты», «деклассированные девчонки», о которых ведется речь в пьесе, ушли в прошлое. В ряде сцен ощущаются непомерные длин­ноты. Это «расхолаживает» зрителя.

Спектакль театра имени Ф. Г. Вол­кова (режиссер — заслуженный ар­тист РСФСР Ю. Ю. Коршун), несмотря на ряд интересных актерских работ, не приносит зрителю настоящего, полного удовлетворения.


Е. ПОЗДЫШЕВА,
библиотекарь

Пьеса

Читать пьесу

Актеры

Валерий Нельский

Валерий Нельский

Александр Майоров
  Николай Кузьмин

Николай Кузьмин

Андрей Гетманов, начальник нефтеразведки
Юрий Коршун

Юрий Коршун

Гулам Везиров, первый заместитель
 Сергей Ромоданов

Сергей Ромоданов

Морис, геолог
 Феликс Раздьяконов

Феликс Раздьяконов

Мехти Ага Рустамбейли, главный инженер
Юрий Караев

Юрий Караев

Иван Яковлевич Андреянов, буровой мастер
Константин Лисицын

Константин Лисицын

Теймур, инженер
Лев Дубов

Лев Дубов

Семён Семёнович, комендант
Зоя Притула

Зоя Притула

Марго, жена коменданта
Наталия Терентьева

Наталия Терентьева

Марго, жена коменданта
Лев Брагилевский

Лев Брагилевский

Газанфар, чернорабочий
Андрей Карташов

Андрей Карташов

Газанфар, чернорабочий
Тамара Жуковская

Тамара Жуковская

Марина Гетмановна
Валентина Нельская

Валентина Нельская

Марина Гетмановна
Валентина Петровская

Валентина Петровская

Ольга Петровна Андреянова
Валентина Шпагина

Валентина Шпагина

Клава Андреянова
Софья Аверичева

Софья Аверичева

Фатьма-Ханум, жена Гулама, радистка
Анастасия Натальченко

Анастасия Натальченко

Фатьма-Ханум, жена Гулама, радистка