«СЕВЕРНЫЙ РАБОЧИЙ»
В спектакле много пения. Оно и понятно, ибо „Девушки нашей страны" — это пьеса о молодежи. Молодежь поет:
Пусть сдава, слава звездная
Летит и вдаль, и вширь, —
В бригаде было пятеро,
Шестой же — бригадир.
Шестой — это Марья Шапига — организатор первой бригады бетонщиц на строительстве крупной гидростанции. Бригада девушек работает рядом с бригадой комсомольца Шметелюка. Бригадир Шметелюк, влюбившийся в женщину чуждого класса (Лотоцкая), начинает обманывать товарищей, относиться к работе без прежнего азарта и постепенно теряет ценные качества комсомольца. И когда отдельные товарищи хотят окончательно разделаться со Шметелюком, как с оторвавшимся от комсомола, Мария Шапига не торопится с решинельными выводами. Она хочет вырвать Шметелюка из под чуждого влияния и вернуть его к работе, в свою комсомольскую среду. Это искреннее желание Шапиги — сохранить товарища — не понимает вначале комсомолец Пранашка (из бригады Шметелюка), влюбленный в Марию. Он с ревностью относится к ее заботам о Шметелюке.
"Девушки нашей страны" — глубоко лирическая поэма борьбы за человека, за новое отношение к любви и дружбе.
На интересном литературном материале драматурга И. Микитенко молодежи театра им. Волкова под руководством молодых режиссеров С.А. Бенкендорфа и А.И. Монюшко удалось nocтроить волнующий и красочный спектакль. В спектакле занято свыше 30 человек.
Как ценное преимущество его надо отметить хорошую слаженность большинства массовых сцен. Такие моменты, как картина грозы и гулянье в парке, оставляют глубокое впечатление. В погоне за большей эффективностью массовых сцен режиссура в отдельных местах даже несколько „перестаралась". Например, никак нельзя одобрить моменты живгаэетного порядка (одновременные движения и произношение слов целой группой, как по команде).
Б спектакле есть момент — девушки в грозу работают на плотине. Труд этот был тяжелым, но не изнурительным, как это представил театр. Это место театру необходимо исправить,ибо оно в такой трактовке звучит фальшиво.
Удачно подобран состав исполнителей основного пятиугольника (если можно так выразиться), раскрывающего существо пьесы: это — Мария Шапига (арт. Рутковская), Шметелюк (арт. Розин), Пранашка (арт. Кузьмин), инж. Лотоцккй (арт. Ратов) и его жена — Лариса Лотоцкая (арт. Штарк).
Мария Шапига — искренний образ комсомолки, вожака славной производственной бригады, товарища. Ее нельзя не уважать и не любить. Зритель заражается ее желанием быть на передовых позициях нашего фронта и спасти Шметелюка. И Шметелюк подан так, что его хочется спасти, ибо из него должен выйти и выйдет полноценный человек нашего времени. А как не любить Пранашку, этого до глубины души честного, бескорыстного парня, который не только голосом и жестами, а и какой-то внутренней силой показал первостепенное значение общественных интересов!
Лариса Лотоцкая остается в памяти ярким образом женщины чуждого класса, женщины-змеи не только по отношению к нашему строю, но даже и к своему мужу, который честно разоружился и перешел на сторону пролетариата. И если Лотоцкая пробуждает в зрителе классовую ненависть, то инж. Лотоцкий вызывает симпатии к себе; хочется помочь ему освободиться от этой змеи так же, как хочется спасти Шметелюка.
Нельзя не отметить хорошую игру артистов Федоровой, Талисмана, Матвеева, Эльгина, Периновой, Мочаловой, Прошина, Жилина и других, которые прекрасно способствовали раскрытию основных персонажей пьесы, подчеркивали и усиливали звучание основной идеи спектакля.
Хорошо сделано музыкальное (Цабель) и световое (Труфанов) оформление спектакля, чего нельзя сказать про декоративное его оформление (художник Шевелев). Оформление, как известно, является одним из основных выразителей существа спектакля и должно помогать актеру в его игре. А в „Девушках нашей страны” удачно выполнены только декорации заднего плана.
В остальном ненужное нагромождение — все эти рвы и канавы не облегчают, а затрудняют игру артистов, особенно в массовых сценах.
Мы знаем, что существуют театральные условности, но уж никак нельзя представить, чтобы человек прямо с лестницы, ведущей на плотину, прыгал во все комнаты, показываемые в спектакле. Это оформление ради оформления, а не ради спектакля.
В дальнейшем хочется видеть более согласованную работу режиссера и художника.
П. Иванчук, Д. Горбунов.