И. Микитенко

Девушки нашей страны

Современная хроника
Режиссёр: С.А. Бенкендорф, А.И. Монюшко
Девушки нашей страны
Премьера
декабрь 1934 г
Продолжительность
2 часа 40 минут с антрактом
Сцена
Основная сцена

Фотогалерея

Пресса

«СЕВЕРНЫЙ РАБОЧИЙ»

В спектакле много пения. Оно и понятно, ибо „Девушки нашей страны" — это пьеса о молодежи. Молодежь поет:

Пусть сдава, слава звездная

Летит и вдаль, и вширь, —

В бригаде было пятеро,

Шестой же — бригадир.

Шестой — это Марья Шапига — организатор первой бригады бетонщиц на строительстве крупной гидростанции. Бригада девушек работает рядом с бригадой комсомольца Шметелюка. Бригадир Шметелюк, влюбившийся в женщину чуждого класса (Лотоцкая), начинает обманывать товари­щей, относиться к работе без прежнего азарта и постепенно теряет ценные качества комсомольца. И когда отдельные то­варищи хотят окончательно разделаться со Шметелюком, как с оторвавшимся от комсомола, Мария Шапига не торопится с решинельными выводами. Она хочет вырвать Шметелюка из под чуждого влияния и вернуть его к работе, в свою комсомольскую среду. Это искреннее желание Шапиги — сохранить товарища — не понимает вначале комсомолец Пранашка (из бригады Шметелюка), влюбленный в Марию. Он с ревностью относится к ее заботам о Шметелюке.

"Девушки нашей страны" — глубоко ли­рическая поэма борьбы за человека, за но­вое отношение к любви и дружбе.

На интересном литературном материале драматурга И. Микитенко молодежи теат­ра им. Волкова под руководством молодых режиссеров С.А. Бенкендорфа и А.И. Монюшко удалось nocтроить волнующий и красочный спектакль. В спектакле занято свыше 30 человек.

Как ценное преимущество его надо отметить хорошую слаженность боль­шинства массовых сцен. Такие моменты, как картина грозы и гулянье в пар­ке, оставляют глубокое впечатление. В по­гоне за большей эффективностью массовых сцен режиссура в отдельных местах даже несколько „перестаралась". Например, ни­как нельзя одобрить моменты живгаэетного порядка (одновременные движения и произ­ношение слов целой группой, как по ко­манде).

Б спектакле есть момент — девушки в грозу работают на плотине. Труд этот был тяжелым, но не изнурительным, как это представил театр. Это место театру необходи­мо исправить,ибо оно в такой трактовке звучит фальшиво.

Удачно подобран состав исполнителей основного пятиугольника (если можно так выразиться), раскрывающего существо пье­сы: это — Мария Шапига (арт. Рутковская), Шметелюк (арт. Розин), Пранашка (арт. Кузьмин), инж. Лотоцккй (арт. Ратов) и его жена — Лариса Лотоцкая (арт. Штарк).

Мария Шапига — искренний образ комсо­молки, вожака славной производственной бригады, товарища. Ее нельзя не уважать и не любить. Зритель заражается ее жела­нием быть на передовых позициях нашего фронта и спасти Шметелюка. И Шметелюк подан так, что его хочется спасти, ибо из него должен выйти и выйдет полноценный человек нашего времени. А как не любить Пранашку, этого до глубины души честно­го, бескорыстного парня, который не толь­ко голосом и жестами, а и какой-то внут­ренней силой показал первостепенное зна­чение общественных интересов!

Лариса Лотоцкая остается в памяти яр­ким образом женщины чуждого класса, женщины-змеи не только по отношению к нашему строю, но даже и к своему мужу, который честно разоружился и перешел на сторону пролетариата. И если Лотоцкая про­буждает в зрителе классовую ненависть, то инж. Лотоцкий вызывает симпатии к себе; хочется помочь ему освободиться от этой змеи так же, как хочется спасти Шметелюка.

Нельзя не отметить хорошую игру ар­тистов Федоровой, Талисмана, Матвеева, Эльгина, Периновой, Мочаловой, Проши­на, Жилина и других, которые прекрасно способствовали раскрытию основных пер­сонажей пьесы, подчеркивали и усиливали звучание основной идеи спектакля.

Хорошо сделано музыкальное (Цабель) и световое (Труфанов) оформление спек­такля, чего нельзя сказать про декоративное его оформление (художник Шевелев). Оформление, как известно, является одним из основных выразителей существа спектак­ля и должно помогать актеру в его игре. А в „Девушках нашей страны” удачно вы­полнены только декорации заднего плана.

В остальном ненужное нагромождение — все эти рвы и канавы не облегчают, а затруд­няют игру артистов, особенно в массовых сценах.

Мы знаем, что существуют театральные условности, но уж никак нельзя предста­вить, чтобы человек прямо с лестницы, ведущей на плотину, прыгал во все комнаты, показываемые в спектакле. Это оформление ради оформления, а не ради спектакля.

В дальнейшем хочется видеть более со­гласованную работу режиссера и художни­ка.

П. Иванчук, Д. Горбунов.