А. Симуков

Девицы-красавицы

Комедия
Режиссёр: Л. Щеглов
Девицы-красавицы
Молодого стахановца Сергея Третьякова назначают бригадиром девичьей бригады в паровозо-механическом цехе. Не сразу ему удаётся сплотить девчат и добиться слаженной работы бригады...
Премьера
21 марта 1953 г
Продолжительность
2 часа 40 минут с антрактом
Сцена
Основная сцена

Пресса

Северный рабочий, 17 апреля 1953 г.

НИЖЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Комедия А. Симукова «Девицы-краса­вицы» поставлена уже в ряде театров на­шей страны и полюбилось советскому зрителю. Причина этого — во взятом из многообразной и кипучей жизни совет­ских людей конфликте. Непринужденно и весело рассказывает драматург о молодом стахановце Сергее Третьякове, назначен­ном мастером в отстающую бригаду, состоящую из деюушек-работниц. С одним из членов этой бригады — Машей Ракитиной у Сергея еще раньше завязались сложные отношения, перерастающие в большую и сильную любовь. Драматург изображает труд нашей молодежи, ее свет­лые чувства, высмеивает проявления ста­рого, мешающего движению вперед. В пьесе правдиво показаны жизнь производственного коллектива, рождение внутри него творческой инициативы, социалисти­ческого соревнования.

Комедия не лишена и существенных не­достатков. Интересно наметив конфликт, драматург не сумел с достаточной глуби­ной показать развитие характеров от­дельных героев: герои эти часто стано­вятся безликими, одинаково «хорошими». Не хватило у автора мастерства, чтобы соз­дать полноценный характер и основного героя — Сергея Третьякова. Зрителю ос­тается непонятным, почему прославленный стахановец, став мастером, так не уверен в практических вопросах, почему он выгля­дит подчас человеком, только что при­шедшим на завод со школьной скамьи. Автор наделил своего героя такими чер­тами зазнайства, душевной нечуткости, заставил его делать такие ошибки, что исполнителю этой роли часто нелегко до­нести скрытое за всеми этими отрица­тельными качествами обаяние передового человека.

В постановке комедии А. Симукова те­атром имени Ф. Г. Волкова (режиссер Л. Г. Щеглов) оказались в значительной степени утраченными многие лучшие её качества: живой комсомольский задор, го­рячая заинтересованность в труде, юно­шеская взволнованность.

В сцене на заводе, во втором акте, мо­лодежь выглядит черезчур сдержанной, какой-то скованной. Мало этого веселья и в сцене массовой прогулки в лесу в третьем акте. Героям спектакля не хватает черт, присущих нашей молодежи. Это тем более удивительно, что большинство ролей в спектакле исполняется молодыми арти­стами. Артисты тщательно «отрабаты­вают» отдельные элементы образов, ста­раются донести их характерные черты, но вместе с тем подчас лишают их обаятель­ности и внутренней цельности. Этот упрек больше всего относится к исполнителю роли Сергея Третьяком артисту Е. С. Тар­ханову.

Как было указано выше, эта роль, из-за ее противоречивости, представляет большие трудности для исполнителя. Преодолеть их и создать цельный образ Е. С. Тарханову не удается. Вместо того, чтобы показать порывистость и непосредственность своего героя, актер делает его суетливым, прибегает к коми­ческим штампам. Остается не раскрытой и внутренняя сила героя. В результате зритель не верит, что Третьякову удалось сплотить молодых работниц, подхватить их инициативу и, в свою очередь, возбу­дить в них желание совершить трудовой подвиг. Не верит зритель и в силу и ис­кренность его любви к Маше Ракитиной.

Исполнительница роли Маши артистка 3. Л. Савченко располагает к себе зрите­лей в первой сцене: она выразительно по­казывает свою еще не сложившуюся внут­ренне, поспешную в выводах, но в то же время сильную, с богатым душевным миром героиню. Однако в последующих актах образ Маши как бы движется по инерции, не обогащаясь новыми красками, тускнеет. 3. Л. Савченко не удается преодолеть некоторые недостатки текста и показать духовный рост Маши Ракитиной.

Исполняя роль Клавы Огоньковой, ар­тистка В. Н. Кузнецова лишает ее простоты и естественности. В результате правда ха­рактера героини оказалась нарушенной. Артист И. И. Кутянский в роли молодого рабочего Виктора Шмелева кажется слу­чайным, посторонним на сцене, он не находит себе места в общем действии.

Образы других работниц — самонадеян­ной и несколько отчужденной вначале от коллектива Тамары Фирсановой (Э. П. Ро­мановская), сдержанной и вдумчивой Оли Корабельниковой (А. И. Барышева), подвижной, по-детски любопытной Веры Малолетковой (Т. В. Шаврина), особенно образ мечтательной, неуверенной вначале в своих силах Нюры Зюзиной (Е. В. Паш­кова) имеют ряд правдивых черт, свиде­тельствующих об отдельных актерских удачах. Однако эти удачи в значительной мере обесцениваются из-за присущих все­му спектаклю недостатков. У зрителя соз­дается впечатление, что текст комедии давал возможность показать жизнь нашей Молодежи ярче, многообразней.

В раскрытии идейного содержания ко­медии большое значение имеет правильное решение роли секретаря партийной организации Мороза. Именно он осуществляет политическое воспитание молодежи, нап­равляет ее энергию по пути борьбы за коммунизм. Автор комедии наделил образ Мороза теплым чувством юмора, мягкой иронией по отношению ко всему неверно­му, наивному в речах его собеседников. Но исполнитель этой роли Г. Г. Чадров лишает образ значительной доли прису­щего ему обаяния и делает Мороза подчас скучноватым резонером, произносящим поучительные речи.

Живо, весело играет роль заскорузлого в своих предрассудках старого рабочего-кадровика Авдеева заслуженный артист РСФСР И. П. Бросевич. Просто и убеди­тельно показывает актер и его духовный рост. Сцены, в центре которых стоит фи­гура Авдеева, не случайно оказались са­мыми удачными в спектакле.

Советский зритель любит веселую ко­медию о нашем сегодняшнем днe. Он охотно встречает смехом каждую удачную шутку, каждую по-настоящему комиче­скую деталь. Но он испытывает разочаро­вание, посмотрев новую постановку в те­атре имени Ф. Г. Волкова. Спектакль по­лучился явно ниже возможностей театра. Это свидетельствует о том, что театр, обладая опытными, талантливыми мастерами старшего поколения, не всегда уде­ляет достаточное внимание творческому воспитанию молодежи. Отсюда и неров­ность игры молодых исполнителей. Не раз можно было наблюдать, как тот или иной молодой артист, порадовавший зри­телей в одном—двух спектаклях свежим и ярким исполнением, удачно заявивший о своем даровании, во многих других спек­таклях создает стереотипные, лишенные творческого обаяния образы.

В театре установилась хорошая тради­ция — ставить молодежные спектакли, ка­ким является и спектакль «Девицы-красавицы». Совершенно очевидно, однако, что каждая такая постановка должна яв­ляться результатом постоянной, последо­вательной, углубленной творческой работы по воспитанию театральной молодежи. Это необходимо для дальнейшего художествен­ного роста театра.

А. СЕМЕНОВ,

кандидат филологических наук