М.Горький

Дети солнца

Драма
Режиссёр: Н. Смирнов
Дети солнца
Премьера
29 сентября 1936 г
Продолжительность
3 часа с двумя антрактами
Сцена
Основная сцена

Фотогалерея

Пресса

Из программки к спектаклю „ДЕТИ СОЛНЦА"

А. М. Горький был писателем-бойцом, для которого литературное творче­ство являлось прежде всего могучим средством гневного общественного проте­ста—разоблачения классового врага, — делом борьбы за переустройство жизни.

В своем драматургическом творчестве А. М. Горький настойчиво и непри­миримо отстаивал те же идеи, взгляды и убеждения, которые он проводил через все многообразные формы своей замечательной литературной деятельности. Оставив после себя богатейшее литературное наследство, исключительное по широте и глубине охвата тем и образов, —А. М. Горький сумел своими произве­дениями нарисовать ярчайшие картины общественной жизни конца прошлого и начала нашего столетия. Охватывая различные социальные группы, показывая глубину и сложность идейных процессов, происходящих в каждой социальной группе, А. М. Горький вскрыл основы глубочайших противоречий в общественной жизни конца XIX и начала XX столетия. Революционные идеи, которые Горький отстаивал в своей литературной практике были крепко связаны с задачами борь­бы рабочего класса с капитализмом. Это дало основание В. И. Ленину указать, что Горький „крепко связал себя своими художественными произведениями с рабочим движением России и всего мира“. Горький весьма остро и чутко реагиро­вал на то, что на ряду с передовой революционной интеллигенцией, крепко свя­завшей себя с освободительным рабочим движением, — есть другая часть интел­лигенции, которая оторвана от широчайших рабочих масс и для которой этот отрыв несет трагические последствия. Этой теме А. М. Горьким посвящено ряд пьес, но с особенной силой этот вопрос поставлен в его пьесе „ДЕТИ СОЛНЦА“, впервые показанной в театре В. Ф. Комиссаржевской 8 октября 1905 г.

„Дети Солнца" были написаны А. М. Горьким в феврале 1905 года в тюрьме — в каземате Трубецкого бастиона, Петропавловской крепости.

Основной темой пьесы является тема внутреннего одиночества, опустошен­ности и разлада, которыми неминуемо заболевает определенная часть интеллиген­ции, оторванная от интересов широких трудящихся масс. Глубокая драма взаимного непонимания между народом и интеллигенцией приводят к взаимному от­чуждению и разрыву. Эта драма несет за собой стремление интеллигенции убе­жать от народа и жизни в отвлеченные сферы „чистой науки", „чистого искусства" и т. п., где отвлеченный интеллигентский идеализм неминуемо обрекается на крушение и гибель. Таков в пьесе один из ее центральных персонажей — уче­ный Протасов. Он всецело предан своей науке, он человек по-своему честный и убежденный — но он так далек от жизни, что в условиях напряженной социаль­ной борьбы эти личные положительные качества делаются социально-отрицатель­ными. То же можно сказать и о другом образе пьесы — о художнике Вагине, ко­торый упорно и настойчиво отстаивает теорию „искусства для искусства". „Я хочу спеть свою песню один и для себя“, — гордо заявляет он.

Таковы „Дети Солнца", так именуют себя эти мечтатели—идеалисты, про­тивопоставляя себя детям земли — трудящимся массам.

Громадная ценность, значительность и сложность пьесы заключаются в том, что А. М. Горький не стремится очернить или снизить своих героев — „Детей Солнца". Он показывает их весьма положительные суб'ективные качества. Но в поведении героев, в их высокомерном отношении к трудящимся Горький беспо­щадно разоблачает пассивные и отвлеченные рассуждения мелко-буржуазных иде­алистов, боящихся живой и кипучей действительности, полной напряжения труд­ностей, рожденных обострением классовой борьбы накануне 1905 г.

В наши дни пьеса Горького „Дети Солнца" имеет то значение, что сравни­вая оторванных от классовых боев интеллигенток, выведенных в пьесе, с нашей советской интеллигенцией, крепко связавшей себя с революционной борьбой про­летариата и со строительством социализма, мы с особенной ясностью видим, что только в наше время и в нашей стране навсегда снят вопрос о противопоставле­нии нашей советской интеллигенции и пролетариата и что только у нас возмо­жен тот почет, уважение, высокая оценка, какими окружены имена Циолковского, Мичурина, Павлова, Карпинского и др.

А. М. Горький глубочайший художник-реалист, умеющий с необычайным мастерством раскрывать „типические характеры в типических обстоятельствах" (Энгельс). Поэтому основной задачей театра в постановке „Детей Солнца* яв­ляется создание такого реалистического спектакля, в котором будут показаны жизненно-убедительные характеры и образы, поступки и действия которых обу­словлены социальным бытием окружающей их действительности.

Это дает основание рассматривать пьесу как социально-психологическую комедию, чрезвычайно ясную и четкую по своей композиции. Поэтому социальная обусловленность показываемых в раскрытии сценических образов должна лечь в основу работы театра им. Волкова над пьесой величайшего классика социали­стического реализма.

П. СМИРНОВ.

Пьеса

Читать пьесу