Из программки к спектаклю „ДЕТИ СОЛНЦА"
А. М. Горький был писателем-бойцом, для которого литературное творчество являлось прежде всего могучим средством гневного общественного протеста—разоблачения классового врага, — делом борьбы за переустройство жизни.
В своем драматургическом творчестве А. М. Горький настойчиво и непримиримо отстаивал те же идеи, взгляды и убеждения, которые он проводил через все многообразные формы своей замечательной литературной деятельности. Оставив после себя богатейшее литературное наследство, исключительное по широте и глубине охвата тем и образов, —А. М. Горький сумел своими произведениями нарисовать ярчайшие картины общественной жизни конца прошлого и начала нашего столетия. Охватывая различные социальные группы, показывая глубину и сложность идейных процессов, происходящих в каждой социальной группе, А. М. Горький вскрыл основы глубочайших противоречий в общественной жизни конца XIX и начала XX столетия. Революционные идеи, которые Горький отстаивал в своей литературной практике были крепко связаны с задачами борьбы рабочего класса с капитализмом. Это дало основание В. И. Ленину указать, что Горький „крепко связал себя своими художественными произведениями с рабочим движением России и всего мира“. Горький весьма остро и чутко реагировал на то, что на ряду с передовой революционной интеллигенцией, крепко связавшей себя с освободительным рабочим движением, — есть другая часть интеллигенции, которая оторвана от широчайших рабочих масс и для которой этот отрыв несет трагические последствия. Этой теме А. М. Горьким посвящено ряд пьес, но с особенной силой этот вопрос поставлен в его пьесе „ДЕТИ СОЛНЦА“, впервые показанной в театре В. Ф. Комиссаржевской 8 октября 1905 г.
„Дети Солнца" были написаны А. М. Горьким в феврале 1905 года в тюрьме — в каземате Трубецкого бастиона, Петропавловской крепости.
Основной темой пьесы является тема внутреннего одиночества, опустошенности и разлада, которыми неминуемо заболевает определенная часть интеллигенции, оторванная от интересов широких трудящихся масс. Глубокая драма взаимного непонимания между народом и интеллигенцией приводят к взаимному отчуждению и разрыву. Эта драма несет за собой стремление интеллигенции убежать от народа и жизни в отвлеченные сферы „чистой науки", „чистого искусства" и т. п., где отвлеченный интеллигентский идеализм неминуемо обрекается на крушение и гибель. Таков в пьесе один из ее центральных персонажей — ученый Протасов. Он всецело предан своей науке, он человек по-своему честный и убежденный — но он так далек от жизни, что в условиях напряженной социальной борьбы эти личные положительные качества делаются социально-отрицательными. То же можно сказать и о другом образе пьесы — о художнике Вагине, который упорно и настойчиво отстаивает теорию „искусства для искусства". „Я хочу спеть свою песню один и для себя“, — гордо заявляет он.
Таковы „Дети Солнца", так именуют себя эти мечтатели—идеалисты, противопоставляя себя детям земли — трудящимся массам.
Громадная ценность, значительность и сложность пьесы заключаются в том, что А. М. Горький не стремится очернить или снизить своих героев — „Детей Солнца". Он показывает их весьма положительные суб'ективные качества. Но в поведении героев, в их высокомерном отношении к трудящимся Горький беспощадно разоблачает пассивные и отвлеченные рассуждения мелко-буржуазных идеалистов, боящихся живой и кипучей действительности, полной напряжения трудностей, рожденных обострением классовой борьбы накануне 1905 г.
В наши дни пьеса Горького „Дети Солнца" имеет то значение, что сравнивая оторванных от классовых боев интеллигенток, выведенных в пьесе, с нашей советской интеллигенцией, крепко связавшей себя с революционной борьбой пролетариата и со строительством социализма, мы с особенной ясностью видим, что только в наше время и в нашей стране навсегда снят вопрос о противопоставлении нашей советской интеллигенции и пролетариата и что только у нас возможен тот почет, уважение, высокая оценка, какими окружены имена Циолковского, Мичурина, Павлова, Карпинского и др.
А. М. Горький глубочайший художник-реалист, умеющий с необычайным мастерством раскрывать „типические характеры в типических обстоятельствах" (Энгельс). Поэтому основной задачей театра в постановке „Детей Солнца* является создание такого реалистического спектакля, в котором будут показаны жизненно-убедительные характеры и образы, поступки и действия которых обусловлены социальным бытием окружающей их действительности.
Это дает основание рассматривать пьесу как социально-психологическую комедию, чрезвычайно ясную и четкую по своей композиции. Поэтому социальная обусловленность показываемых в раскрытии сценических образов должна лечь в основу работы театра им. Волкова над пьесой величайшего классика социалистического реализма.
П. СМИРНОВ.