А. Корнейчук

Банкир

Современная хроника
Режиссёр: В.В. Рыченко (ГИТИС)
Банкир
Премьера
22 марта 1937 года
Продолжительность
2 часа 40 минут с антрактом
Сцена
Основная сцена

Фотогалерея

Пресса


«СТАЛИНСКАЯ СМЕНА», 12 апреля 1937 г.

 

Это был май, когда цвели вишни. Ме­сяцем счастья и любви был этот май для Чайки. Она выходила замуж за любимого человека. Все, казалось, улыба­лось этой молодой, красивой, здоровой девушке. И лишь одно обстоятельство омрачало ее радость — воспоминание о матери. Правда, это так было давно, когда ее, маленькую трехлетнюю девочку, она покинула. Чайка свою мать не помнит. Для нее отец самый дорогой и самый любимый человек в мире. Она, поднимая тост на своем лучшем празд­нике, на празднике молодости и счастья, говорит:

— Все должны знать, чего стоит мать, бросившая ребенка. Настоящая мать не та, что родила, а та, что вос­питала. Прошу выпить зa отца моего, за любовь мою.

Между тем, за этим же столом, где произносится тост, сидит мать Чайки – Марина Тайга, приехавшая на работу в город, где живет Роман Круча. Марина Тайга мучается. Шестнадцать лет назад она ушла от любимого человека, от отца Чайки, ушла от трехлетней доче­ри. Они расстались, не сумев найти об­щий язык, не сумев личную и обще­ственную жизнь сочетать в своем счастьи.

Они встретились на празднике доче­ри. Два коммуниста, два ответственных советских работника. Чайка ненавидит мать, не зная истории своих родителей, не зная, что рядом с ней сидит она.

Но вот в эту тему врывается основ­ная ведущая идея пьесы «Банкир» Александра Корнейчука. Сюжет развер­тывается вокруг конфликта между кол­хозниками в лице их представителя Якова Свиридовича Бесштанько и женихом Чайки Андреем Туром — молодым директором треста. Все дело в том, что колхозники Казачьей Балки пост­роили новые дома и заказали мебель на фабрике треста, где директор Тур. Заказ был выполнен, но колхозникам товар не понравился и они потребовали коренной переделки.

— Мебель, хотя и крепкая — за что спасибо, но некрасивая, очень некра­сивая и неудобная. Все сделано так, как будто для каких-то некультурных людей, — пишут колхозники в своем письме. Хотя в договоре не обусловле­на «красивая и удобная мебель», но «поскольку у нас на селе красивая и удобная жизнь, которую сотворил нам товарищ Сталин, то просим директора обратить на это внимание — мебель пе­ределать, так как ни копейки не запла­тим, — это факт».

И вот, в сердце отца, для которого Чайка — это жизнь, это все — идет борьба между личным и общественным. Он ведь управляющий банком, а ди­ректор треста — муж его дочери.

Андрей Тур отказывается переделывать мебель. Андрей отстал от времени, от жизни, но Роман Круча — честный человек, подлинный большевик. Он го­ворит Андрею: переделай мебель, я тебе помогу. Но тот, страдая чрезмер­ным самолюбием, не хочет и слышать об этом. Он не понимает, как может его второй отец говорить: «Желаю тебе счастья», и закрывать счет мебель­ного треста, тем самым отдавая дирек­тора под суд.

Умно построил сюжет своей пьесы Корнейчук. Благородный поступок до­чери в финале пьесы соединяет Тайгу и Кручу. Это место у автора убедитель­но, хотя у актеров не совсем.

Последняя работа Волковского театра может быть названа молодежным спектаклем. Здесь и автор пьесы — комсомо­лец, и постановщик — молодой режис­сер, только недавно закончивший Госу­дарственный московский институт теат­рального искусства, и, в большинстве случаев (что особенно радует), молодые актеры, которые в спектакле показали себя прекрасно. Речь идет о двух ар­тистах — В. К. Мосягине и К. В. Вол­ковой.

Мы нарочно вынесли эти две фамилии на первый план, потому считаем, что молодой актёр окружен недостаточным вниманием в Волковском театре.

Артист Мосягин играет в «Банкире» роль заведующего финансовым отделом универмага Шапиро. Это труднейшая роль в спектакле. Когда местечковый еврей, сын водовоза, который, по словам самого Шапиро, как червяк ползал в ногах у пана Могильника, стал челове­ком во всем красивом смысле этого слова.

Свежая, подлинная творческая воодушевленность, игра, пронизанная тепло­той, честностью, мягким юмором — вот что характеризует Мосягина в этой ро­ли. Артист сумел показать человека, нашедшего родину, друзей, счастливую жизнь. В этом отношении чудесна и трогательна дружба еврея Шапиро и украинца Ступы.

Из женских ролей наиболее удачна артистка К.В. Волкова. Действительно, большой успех выпал на ее долю. Пре­восходный образ молодой девушки-ком­сомолки, работницы фабрики, девушки, живущей полнокровной жизнью, соз­дала артистка. Теплота, юмор, детски-актерская наивность, непосредствен­ность заставляют видеть в Волковой талантливую актрису. Но ей не надо забывать о чувстве меры, не забывать о глубине и сложности создания под­линного образа советской девушки.

О большом творческом успехе свиде­тельствует образ Романа Кручи, соз­данный заслуженным артистом респуб­лики Г.С. Свободиным. Советский чест­ный общественный деятель встает пе­ред зрителем во весь рост. Благород­ство, искренность, простота — вот три главные черточки, характеризующие игру артиста. Свободин этими качества­ми уже давно успел завоевать любовь у зрителя.

Одной из основных ролей спектакля является Марина Тайга. Исполняют ее две артистки: Чудинова и Гайдарова. Если первой несколько не хватает ма­теринства, то у второй это материнское чувство превалирует над всем. И часто не веришь Гайдаровой, что она бывшая шахтерка, что она партизанка, что она когда-то ходила в рваной шинели с вин­товкой. Безусловно, «Тайга» Чудиновой реалистичнее образа, созданного Гайда­ровой.

Роль Андрея Тура артисты Алексеев а Риттер трактуют неправильно. Ведь Андрей бывший беспризорник, теперь со­ветский директор, совершенно наш чело­век, а все его поступки вызывают не только недоумение, но злобу у зрителя. Может быть поэтому уход Чайки к Ан­дрею в финале художественно не­убедителен. Все же Риттер актерски роль преподносит прочувственней, не­жели Алексеев.

Арт. Чижовой (Чайка), несмотря на некоторые неплохо проведенные сцены, роль не удалась. Мало у ней жизни, и нам думается, лишь потому, что не знает она сегодняшнюю молодежь. Чай­ка скорей гимназистка, нежели брига­дир фабрики.

Якову Бесштанько (арт. К.А. Брин) надо убрать излишние внешние черточ­ки, некоторый наигрыш, и о нем можно будет судить как о даровитом артисте. То же самое надо сказать об арт. Лу­чинском (Тарас Капуста), об арт. Исае­ве (Ступа), хотя они очень переигры­вают, тоже не знают чувства меры.

Для молодого режиссера В.В. Рыченко этот спектакль был государственным экзаменом. Можно смело сказать, что этот экзамен выдержан. Рыченко, как видно, учится у такого большого масте­ра советского театра, как К.С. Стани­славский. Печать сказанного лежит на спектакле, и это, конечно, хорошо. В целом спектакль сделан умело, неплоха композиция постановки, особенно дета­ли, такие как сцена со шпагой, с цвет­ком, с шарфом, песни, музыка.

Постановка пьесы «Банкир» свиде­тельствует o том, что в театре имеют­ся неплохие кадры растущих мо­лодых актеров. Руководство те­атра должно изменить свое от­ношение к молодым актерам, смело их выдвигать, направлять их работу на овладение большим искусством артиста. Конечно, речь идет не просто о моло­дых, а молодых артистах, одаренных и талантливых.

Марк ЛИСЯНСКИЙ.