Л.Н. Толстой

Анна Каренина (1938)

Драма
Режиссёр: Б.Г. Рощин
Анна Каренина (1938)
Премьера
26 апреля 1938 г
Продолжительность
3 часа с двумя антрактами
Сцена
Основная сцена

Фотогалерея

Пресса


«СЕВЕРНЫЙ РАБОЧИЙ», 6 мая 1938 года

 

Драматизируя роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина», т. е. придавая про­изведению форму пьесы, Н.Д. Волков взял одну лишь тему — трагедию Анны, и этой теме подчинил конструкцию пьесы.

Простую, искреннюю, честную нату­ру Анны охватывает большая челове­ческая страсть. Полюбив Вронского, Анна уходит от мужа, важного госу­дарственного чиновника. Каренин — это представитель мрачной, бесчувствен­ной бюрократической машины —цариз­ма. Уход жены для Каренина страшен тем, что нарушен привычный распорядок его жизни. Он не любит и даже не ревнив, но мучительно переживает неблагопристойное для него мнение света и всеми мерами старается вос­становить внешние формы «приличия».

Фарисейская мораль блестящего ми­шурой императорского Петербурга не признавала подлинных человеческих отношений, легко скрывая под маской лживых слов и лицемерных улыбок тайный разврат. Великосветское обще­ство не могло простить искреннего, правдивого поведения Анны. Ее тра­вят, оскорбляют и изгоняют из обще­ства. Бездушный бюрократический закон отнимает у нее ребенка.

Большая, самоотверженная, героиче­ская любовь, которой живет Анна, встречает со стороны Вронского лишь обыденную, умеренную любовь. Для Вронского существование вне общества невозможно. Полюбив Анну сперва ис­кренне и как будто глубоко, он вскоре ощущает утомление от этой связи. Его любовь превращается в тяжелый долг. Постепенно Анна приходит к сознанию своей неудавшейся любви. Но, ощутив радость правды, она уже не может помириться с лицемерием и ложью. Она гибнет, полная ненависти к ханжескому великодушию Каренина.

Трагедия Карениной — это трагедия не только великосветской женщины, а каждой женщины в условиях бур­жуазного общества.

Постановка «Анны Карениной» тре­бовала от театра им. Волкова большого напряжения творческих сил. К сожа­лению, руководители театра не учли всей трудности стоящей перед ними задачи и даже оставили часть своих ведущих актеров незанятыми в спек­такле. И несмотря на проделанную ог­ромную работу режиссера Б.Г. Рощина и всего коллектива театра, спек­такль не получился таким, каким хо­тели бы его видеть ярославские зри­тели.

Массовые сцены, где необходимо бы­ло показать противостоящую свободно­му чувству Анны «мораль» велико­светского общества, — не удались. Сце­ны на балу, на скачках и в театре — наиболее слабые. И это получилось потому, что театр не сумел показать зрителю великосветское общество.

Лирическая музыка скрипки в ме­стах сложных переживаний Анны сни­жает их до уровня дешевой мело­драмы и просто мешает исполнитель­нице.

Наиболее удались режиссуре камер­ные сцены.

В пьесе непонятно почему выпущены сцены, раскрывающие отношения Анны и Вронского, причины его охлаждения, что делает для зрителя менее понят­ной причину катастрофы Анны.

В первую очередь следует сказать об исполнительнице Анны Карениной — артистке Чудиновой. Ей удалось пе­редать богатую внутреннюю жизнь Анны, силу прекрасного чувства, её протест, её моральное превосходство над окружающими. Подлинным драма­тизмом звучит в исполнении Чудино­вой сцена тайного свидания с сыном и финальный монолог Анны перед смертью. Чудинова глубоко волнует зрителя правдой человеческого пере­живания.

Труднейшая роль Каренина также нашла в театре достойных исполните­лей. Арт. Ю.В. Белгородский ярко по­казывает человеческое в Каренине, когда в нем просыпаются чувства му­жа, отца и друга. Заслуженный артист Республики Летковский играет Каренина значительно суше. Он рисует образ Каренина как живого мертвеца, деревянную куклу, маску.

Совершенно не удалась арт. Неверо­ву роль Вронского. Внутренняя жизнь Вронского зрителю непонятна. Нет мотивировки изменения его чувства к Анне. Не раскрыто его отношение к обществу.

Стива Облонский — «бонвиван», жуир, выразительный представитель развра­та и грязи в буржуазной семье — в ис­полнении арт. Травина не более, как дешевый водевильный простак, забав­ляющий зрителя.

Следует отметить положительно ра­боту артистов — В.П. Полонской (кня­гиня Лилия Ивановна), И.В. Козловой и Деримарко (Сережа).

Ряд актеров: полковник (арт. Демин), особа царской фамилии (арт. Модль), офицеры (артисты Троицкий, Тюльганов, Аборкин, Третьяков), дамы (ар­тистки Хохловкина, Смирнова, Проши­на) далеки от образов великосветских людей.

Оформление художника Медовщикова маловыразительно. Небрежно ве­дется спектакль и технической частью, что отражается на исполнении.

Спектакль «Анна Каренина» мог бы стать этапным для театра им. Волкова, но он наглядно иллюстрирует основной порок театра — отсутствие актерского ансамбля, об’единенного единым твор­ческим методом.       

В.С.




Пьеса

Читать пьесу

Актеры

 Александра Чудинова

Александра Чудинова

Анна Аркадьевна Каренина
 Ювеналий Белгородский

Ювеналий Белгородский

Алексей Александрович Каренин, её муж
Любовь Деримарко

Любовь Деримарко

Серёжа Каренин, их сын
Леонид Травин

Леонид Травин

Степан Аркадьевич (Стива) Облонский, брат Анны
Мария Донская

Мария Донская

Дарья Александровна (Долли) Облонская, его жена
Екатерина Викторова

Екатерина Викторова

Елизавета Фёдоровна (Бетси) Тверская, княгиня, подруга Анны
Любовь Кузнецова

Любовь Кузнецова

графиня Вронская / Марья Ефимовна, няня Серёжи
Е.С. Седова

Е.С. Седова

Варя Вронская, невестка Алексея Вронского
Д.М. Вольберг

Д.М. Вольберг

жена посланника
Г.М. Модль

Г.М. Модль

особа царской фамилии
Яков Третьяков

Яков Третьяков

гардемарин
Сарра Венгерова

Сарра Венгерова

Аннушка, горничная / дама на скачках
Герман Апитин

Герман Апитин

камердинер Вронского / лакей у Бетси
В.Г. Опарин

В.Г. Опарин

3-й штатский
И.П. Федоренко

И.П. Федоренко

дама на скачках
А.К. Романов

А.К. Романов

капельдинер в театре
Б.Л. Малышев

Б.Л. Малышев

лакей у Бетси
Дмитрий Летковский

Дмитрий Летковский

Алексей Александрович Каренин, её муж
И.В. Козлова

И.В. Козлова

Серёжа Каренин, их сын
М.М. Хохловкин

М.М. Хохловкин

Степан Аркадьевич (Стива) Облонский, брат Анны
Екатерина Мочалова

Екатерина Мочалова

Дарья Александровна (Долли) Облонская, его жена
М.А. Ольшевская

М.А. Ольшевская

Елизавета Фёдоровна (Бетси) Тверская, княгиня, подруга Анны
Александр Неверов

Александр Неверов

Вронский Алексей Кириллович, её сын
Мария Марина

Мария Марина

графиня Мягкая
Пётр Прошин

Пётр Прошин

Тушкевич
Дмитрий Аборкин

Дмитрий Аборкин

морской офицер / Корней
Борис Соловьёв

Борис Соловьёв

молодой швейцар в доме Карениных / офицер Преображенского полка
Н.В. Первушина

Н.В. Первушина

княжна Варвара
А.В. Усов

А.В. Усов

полковник Преображенского полка
М.Д. Мещерский

М.Д. Мещерский

важный чиновный господин / Фёдор, капельдинер в театре
Д.И. Чирков

Д.И. Чирков

2-й штатский
Маргарита Шамкорян

Маргарита Шамкорян

дама на скачках
Мария Железнова

Мария Железнова

дама на скачках
В.А. Горохов

В.А. Горохов

капельдинер в театре
В.Д. Коренухин

В.Д. Коренухин

помощник адвоката

Авторы и создатели