Г. Боровик

Агент 00 (1983)

Трагифарс
Режиссёр: В. Воронцов
Агент 00 (1983)

Странная история произошла с коммивояжером фирмы "Производство умывальников, унитазов и прочее" одной заокеан­ской страны. Самолет, в котором он летел в очередную командировку для заключения торговых сделок, разбился. Все погибли, только Питер Штукенброк (так зовут героя пьесы) упал в кратер потухшего вулкана и остался жив.

Очнулся он в хижине вождя маленького племени, живущего изолированно от мира по первобытным законам. В течение двух месяцев ухаживал за ним новый друг, предлагал остаться здесь навсегда. Но Питер беспокоился о семье, особенно о восьмилетней дочке Каролине, и как только здоровье его поправилось, отправился в путь. Его спаситель взял с Питера клятву, что тот никогда никому ни о нём, ни о его острове не расскажет.

Однако все вышло иначе. Оказав­шись на территории какого-то маленького государства и явившись за помощью в посольство своей страны, Питер попадает в руки разведыва­тельной службы. Теперь он будет их агентом под кодовым номером "00" и обязан передать в руки "самой свободной страны" случайно им откры­тый клочок земли с населяющим его племенем.

Выхода из создавшегося положения у Питера нет. Дело в том, что он считается погибшим в авиакатастрофе, работу он потерял. Жена получила за него страховую сумму, большая часть которой уже израсходована на се­мейные нужды, и вернуть её, в случае его "воскресения", нет воз­можности.

Но самое страшное для Питера – судьба малолетней дочери, ставшей моделью для порнографических фильмов. Эта последняя "акция" не обошлась без вмешательства новых хозяев Питера из разведывательного управления.

В надежде ещё что-то поправить Питер выполняет задание "шефа", но как оказалось, никакого племени нет – есть один человек, бывший солдат, воевавший в свое время во Вьетнаме, разо­чаровавшийся в "свободном мире" и удалившийся от людей. Он надеял­ся когда-нибудь увидеть своих соотечественников другими, свобод­ными от власти денег, от жестокости, вечной вражды, предательства.

Но перед ним опять те же гангстеры, стремящиеся использовать ничейную территорию для размещения военных ракет. И вот, как бы протестуя против очередного античеловеческого акта, проснулся вулкан – сама природа объявила войну военным замыслам некоторых заокеанских деятелей.

К. Юхотникова


Премьера
10 февраля 1983 г
Продолжительность
2 часа 30 минут с антрактом
Сцена
Основная сцена

Фотогалерея

Пресса

ОТ ФАРСА К ПАМФЛЕТУ

ЗАМЕТКИ О ПЬЕСЕ Г. БОРОВИКА «АГЕНТ 00» НА СЦЕНЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМ. Ф. Г. ВОЛКОВА

 

Прошёл год с тех пор, как администра­ция США объявила о новом «кресто­вом походе» против коммунизма. В начале июня 1982 года президент Рейган явился в Западную Европу в роли своеобразного ком­мивояжера рекламировать преданные неза­долго до этого частичной огласке «директивы об обороне» на все 80-е годы. Добиваясь от своих союзников поддержки политики эконо­мической блокады СССР и мобилизуя их на психологическую войну, президент заявил: «Мы должны оживить и умножить силы для специальных операций, дабы использовать мощь США там, где введение в дело обыч­ных вооруженных сил было бы преждевремен­но, неуместно или неэффективно». Комменти­руя эту выдержку из «деректив», газета «Нью-Йорк таймс» пояснила: «Термин «специальные операции» является эвфемизмом для обозна­чения партизанских действий, диверсий и то­му подобного». Как будто это требовало объ­яснения!

По возвращении в США 23 июня 1982 г. Рейган в штаб-квартире ЦРУ подписал новый закон о засекречивании подрывной работы американских спецслужб. Подписание закона было превращено в торжественную церемо­нию. Сначала он произнес речь перед сот­рудниками ЦРУ, заполнившими зал на тысячу мест. По завершении своей секретной речи ликующий Рейган появился перед зданием ЦРУ. Гремел военный оркестр, услаждавший слух избранной аудитории маршами и мело­диями шовинистических песен. Но еще большее удовлетворение собравшиеся испытали, когда оркестр смолк. Президент произнес в их адрес немало лестных слов, назвав «героями мрачной борьбы в сумерках». Шпионы,террористы и диверсанты были объявлены им участниками великого похода за свободу, глобальной кампании за права человека.

Не правда ли: как много общего у этого сборища с грубым и лицемерным пропагандистским фарсом? К сожалению, фарс и трю­качество в последнее время стали реалиями американской внешней политики, той самой политики «с позиции силы», которую даже некоторые влиятельные деятели Запада счи­тают лишенной здравого смысла.

Однако читатели вправе спросить: к чему столь пространные рассуждения ка темы по­литики? Ведь речь, кажется, должна идти о театральном спектакле. Да, конечно, о спектакле. Но о спектакле, который, вне всякого сомнения, занимает особое место в нынешнем репертуаре театра. «Агент 00» — спектакль-памфлет, несмотря на внешнюю его занимательность и развлекательность. Это -— спектакль, где пропагандистский эффект выражен с предельной четкостью и откровенностью, а направленность политических ассоциаций ни у кого не вызывает сомнений.

Драматургической основой спектакля явля­ется пьеса лауреата Государственной премии СССР, журналиста-международника, немало лет прожившего в США, Г. Боровика. Для многих его выступлений в печати, на радио и телевидении характерна страстная форма памфлета. На этот раз Боровик создал пам­флет драматургический.

Кстати, на ярославской сцене в 60-е годы шла одна из ранних пьес Г. Боровика «Мятеж неизвестных» — политический детектив, рассказывающий о подготовке западными спецслужбами переворота в одной из разви­вающихся стран. Затем драматург написал еще несколько пьес на ту же тему, в том числе — «Интервью в Буэнос-Айресе», кото­рая была с успехом поставлена в Московс­ком академическом театре им. В. В. Маяков­ского. И вот теперь ученик художественного руководителя этого театра народного артис­та СССР А.А. Гончарова — ярославский ре­жиссер В.А. Воронцов предложил свою сце­ническую версию пьесы «Агент 00».

Мы не случайно подчеркнули, что пьеса Г. Боровика послужила именно драматургической «основой» спектакля. Ре­жиссер, естественно, использовал сюжетную интригу пьесы, достаточно бережно отнесся к тексту, реализовал ряд ремарок и указа­ний автора, с которым постоянно встречался в процессе работы. В то же время В.А. Во­ронцов внес в спектакль много нового, соответствующего своему художническому виде­нию проблемы и избранному исполнитель­скому стилю.

Спектакль от начала и до конца выдержан в стиле «трагической клоунады». Именно на этом постановщик сделал акцент, используя самые разнообразные средства: музыку, свет, цвет, пантомиму, танец. Все это в ко­нечном счете создает соответствующую то­нальность спектаклю. Что же касается само­го содержания, то, право же, плоские шутки и кривляния персонажей удивительно напо­минают некоторых реальных американских «клоунов от политики», докатившихся до по­ражающих своей безответственностью заяв­лений о том, что есть «проблемы поважнее, чем мир».

Условность основного исполнительского приема, которым пользуются актеры в дан­ном спектакле — буффонады (особенно распространенного в цирке), требует от зри­телей принятия предлагаемых театром «пра­вил игры» и, даже более того, — частичного включения в эту игру. В связи с этим по поводу спектакля «Агент 00» следует отме­тить следующее: неоднозначность отношения к нему зрителей, как нам кажется, кроется не только в привязанности к устоявшимся театральным идеалам, через призму которых мы оцениваем то или иное произведение. Очевидно, несмотря на всю свою красоч­ность и внешнюю зрелищность (цирковые ат­тракционы, песни, танцы, марши, парады), спектакль все же по каким-то причинам не может до конца «удержать» зрителя, дает ему слишком много возможностей рассла­биться, отвлечься. В особенности в первом отделении. Так что же это за причины? Од­ной из главных, на наш взгляд, является «не­ровность» драматургического материала.

Выше мы уже отмечали, что пьеса написа­на автором в духе политического памфлета. Однако памфлетность эта выражена не столько в самом тексте, сколько в тех идей­ных выводах и оценках, которые должны сделать сами зрители спектакля. Что же ка­сается пьесы, то она вполне может быть прочитана театром и как политический де­тектив, и как философская притча, и как са­тирическая (политическая) комедия. Это до­казывает и сценическая история пьесы «Агент 00», идущей, например, в театрах Во­ронежа, Костромы и других городов. Избрав жанр фарса («трагической клоунады»), В.А. Воронцов усилил политическую актуальность пьесы.

Во втором отделении действие выглядит гораздо более динамичным и цельным, не­жели в первом. Неудачны некоторые мас­совые сцены, в которых заняты «униформи­сты» — студенты театрального вуза. Следо­вало бы поискать более яркие краски для номера с ансамблем «ЗО-герлз-ЗО». Девуш­кам можно было бы предложить более эф­фектные костюмы, выражающие идейно-ра­зоблачительную функцию этого номера, уси­лить оригинальность хореографии.

Нелегкую задачу поставил режиссер перед актерами. Спектакль исключительно сложен в техническом отношении: действие происхо­дит на цирковой арене, здесь много трюковых элементов, работать приходится с непри­вычными для драматического актера снаря­дами. Все это требовало немалого физиче­ского напряжения, сноровки, а подчас и спортивной тренированности. И все же театр, в какой бы исполнительской стилистике он себя ни выражал, всегда остается театром!

На первый взгляд кажется: какие уж тут могут быть образы, если они создаются сред­ствами клоунской буффонады. Но ведь даже в средневековых театральных фарсах образы-маски, лишенные индивидуального начала (глупый муж, сварливая жена, врач-шарлатан), представляли собой попытку создания социальных типов. В данном же случае ре­жиссер требовал от актеров такого харак­тера игры, такой степени точности и изобра­зительной остроты, чтобы вся эта компания «секретных агентов»-паяцев своим сцениче­ским существованием «работала» на динами­ку театрального действия. А вслед за этим и на мысли зрителя, от фарса — к памфле­ту, от развлечения — к гневному и страст­ному политическому разоблачению.

Эту трудную задачу актеры выполнили. Все они — и народная артистка РСФСР Н.И. Терентьева, и актеры И.К. Колесников, Т.Б. Иванова, В.М Шибанков, Е.И. Князев, Ю.И. Бабурин, В.К. Соколов, Н.Н. Серге­ева, А.П. Шумилов, М.Д. Левченко, и сту­дентка театрального вуза И. Сидорова — ка­кие бы функции в спектакле ни выполняли и каким бы сценическим временем ни распо­лагали — работали с полной отдачей и, что немаловажно, предстали перед зрителем в новом, необычном актерском качестве.

Режиссер театра В.А. Воронцов — худож­ник ищущий, экспериментирующий. Он за­ставляет артистов открывать в себе все но­вые и новые грани и возможности. То он вместе с исполнителями «проходит» школу углубленной психологической драмы, ставя сложнейшую пьесу О. Заградника «Мелодия для павлина», то увлекает коллектив попыт­кой освоить философский театр Б. Брехта («Трехгрошовая опера») и для этого не в теории, а на практике изучить элементы зна­менитой брехтовской техники. Режиссер учится сам, накапливая постановочный опыт, учит актеров, делая их более гибкими и изобретательными, а значит — и более ин­тересными для нас, зрителей. Но главное в этом поиске — идейно-воспитательный эф­фект спектакля, воздействие многообразными средствами искусства на духовный мир чело­века, обогащение его эстетической культуры.

В. ТОМАШОВ,

доцент Ярославского государственного университета,

кандидат философских наук


(Северный рабочий, 1983, 1 июня)

 

Актеры

Валерий Соколов

Валерий Соколов

Питер Штукенброк, впоследствии - агент 00
Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Главный шеф (она же -
Иван Колесников

Иван Колесников

Первый заместитель Главного шефа (перзам)
Юрий Бабурин

Юрий Бабурин

Начальник технической части (начтех)
Евгений Князев

Евгений Князев

Специальный помощник Главного шефа
Татьяна Исаева

Татьяна Исаева

Джули, сотрудница ГУПУСИ
Алексей Шумилов

Алексей Шумилов

Вождь, в прошлом - американский солдат
Наталия Терентьева

Наталия Терентьева

Главный шеф (она же -
Владимир Шибанков

Владимир Шибанков

Второй первый заместитель Главного шефа (вторперзам)
Олег Финский

Олег Финский

Начальник технической части (начтех)
Ирина Волкова (Сидорова)

Ирина Волкова (Сидорова)

Джули, сотрудница ГУПУСИ

Авторы и создатели

Владимир Воронцов

Владимир Воронцов

постановка и сценография
Евгений Князев

Евгений Князев

сценическое движение