ЭРМАНС Виктор Константинович (01.11.1887, Серпухов, Московская губ. – 20.07.1958, Москва) – режиссер, драматург, театральный критик, главный режиссер Волковского театра в сезоне 1920-1921 гг.
Виктор Эрманс родился 1 ноября 1887 г. в городе Серпухове Московской губернии в семье заведующего Серпуховской земской аптекой Константина Александровича Эрманса и его жены Евлампии Константиновны. 7 ноября 1887 года младенец был крещён в Воскресенской церкви Серпухова.
Отец новорожденного – К.А. Эрманс (1868, Вильно – 1957, Париж), православного вероисповедания, окончил Московский Императорский университет по специальности «фармацевт». Профессиональную деятельность начинал в Серпухове, где по службе был близко знаком с доктором А.П. Чеховым, вместе с которым участвовал в деятельности Серпуховского земского санитарного совета. Местной аптекой он руководил до 1890 года, а затем переехал в Москву и через некоторое время основал «Торговый дом Эрманс и К°» с отделением в Бухаре (продажа аптекарских препаратов и оборудования для больниц). Вскоре фирма «Эрманс и К°» занялась и собственным производством лекарств и химических препаратов.
Виктор Эрманс в 1897-1905 гг. учился в Комиссаровском технологическом училище в Москве, причем, в гуманитарных предметах знания показывал посредственные (за русский язык, например, экзаменаторы поставили ему лишь троечку).
Окончив учёбу, Виктор Эрманс с 1907 года служил в Московской конторе Государственного банка и к 1917 году дорос до должности бухгалтера 2-го разряда. За ревностную службу получил Свидетельство о праве ношения на груди Высочайше учреждённой в память 300-летия царствования Дома Романовых светло бронзовой медали (за подписью Московского градоначальника Свиты Его Величество генерал-майора Адрианова).
Но служба в банке не была призванием Виктора Эрманса. Его увлекали литература и театр. С 1908 года в печати стали появляться его театральные заметки и рецензии. В 1909 году в Москве была издана его первая книжка (Рассказы. Том 1. - 117 с. Второй том не вышел), через год была опубликована драматическая поэма «Пантера» в 4-х действиях, затем пьесы «В глуши» и «Клочок счастья». С 1912 хроникальные заметки Эрманса под рубрикой «Новости сезона» начали появляться в журнале «Рампа и жизнь». В 1913 театром Учительского дома была поставлена пьеса Эрманса «Не московская».
В 1917 году Виктор Константинович волею судеб оказался в Рыбинске, где два года служил завлитом и режиссером Рыбинского драмтеатра. А в 1920 году на него обратили внимание губернские функционеры от культуры, и Эрманс был назначен главным режиссером Ярославского советского имени Волкова театра.
Перед началом сезона Эрманс в нескольких больших статьях, опубликованных в газете «Известия Ярославского губернского Совета», поделился с читателями своими планами создания нового театра, который он назвал образовательно-показательным. «Наша большая и средняя провинция в деле образцового театрального строительства в большинстве случаев поражает своей отсталостью, косностью и, я бы сказал, непростительной “нетронутостью”. Как же вывести провинциальный театр на новый, светлый путь свободного творчества? – задавался вопросом Эрманс и предлагал свой ответ: – Театр переходной поры должен служить могучим фактическим проводником внешкольного образования, который должен показать пролетариату все образцы и формы мировой литературы. Мой проект я в предстоящем сезоне предполагаю осуществить в Ярославском Волковском театре. Провинциальный театр не живет в должном контакте с центром. Эта рознь наблюдается и во внутренней жизни, и в творческих приёмах, и в вопросах репертуара. В провинции играют и Виктора Рышкова, и Потапенко, и Ге, а то, отдавая дань времени, хватаются за так называемые революционные пьесы, компрометируя великую эпоху. Актёры, не чувствуя революционных пьес, играют их прескверно, бьют себя в грудь, забираются на ходули. Зритель быстро улавливает фальшь актерского пафоса – и сердится, и… зевает! Вот почему образовательно-показательный театр должен выбрать “золотую середину” – ставить только вечное, прекрасное, доступное современному актёру-творцу. Репертуар образовательно-показательного театра должен быть и мелодрама, и пастораль, и водевиль, и моралите, и мистерия, и буффонада, и пантомима, ибо они одинаково нужны и интересны новому зрителю».
Эрманс справедливо замечал, что в провинции нет такого широкого выбора культурных учреждений, как в столицах. Здесь «процветает замкнутая, обособленная, узкая драма». По мысли режиссера, «образовательно-показательный театр должен заполнить этот пробел, должен соединить под своей крышей все виды искусства». Подводя итог, он объявлял своё творческое кредо: «Опера, драма, балет – это вымученная, ненужная буржуазная номенклатура. На смену им должен прийти единый слиянный счастливец – ТЕАТР, которому сама судьба щедро, пригоршнями отпустила возможность творчески объединить под своей крышей слово, танец, действие, музыку, живопись и архитектуру!»
Сезон открылся 19 сентября спектаклем «Арлезианка» по пьесе Альфонса Доде. В нём Эрманс рассчитывал на практике показать то, о чем говорил в теории. Накануне он через газету готовил публику к тому, что она увидит на сцене: «“Арлезианка” – мелодрама. Говоря это, я отнюдь не собираюсь уменьшить художественные качества пьесы Доде. Наоборот. Мелодрама, т.е. драма сильного чувства является наизаконнейшей частью сценического действия. В настоящую постановку “Арлезианка” введена интермедия “Паша и пастух” – музыка Эрнеста Жилле; сюжет – коллективное творчество участвующих. Идёт “Арлезианка” под аккомпанемент музыки Бизе. Оркестром дирижирует А. К. Антонов. Пластическая часть поставлена Т. А. Глебовой. Для пьесы изготовлена новая бутафория А. М. Пинягина. Декорации В. В. Смирнова. Ставится “Арлезианка” в жанре чистой мелодрамы – не смягчая сильных мест, давая широкий простор актёрским темпераментам, полно выявляя рыдающее навзрыд горе, пляшущую самозабвенно радость и ужасающее злодейство».
О том, что в конце концов получилось, можно судить по рецензии, напечатанной в «Известиях»:
«Если раньше, в дореволюционное время, когда театр находился в частных руках, сезон обычно открывался пьесой, в которой антрепренёр стремился показать свою труппу, показать, что называется, “товар лицом”, то в наше время первая постановка должна, нам кажется, определять характер всего репертуара. Если только это преследовала режиссура при постановке “Арлезианки”, то нельзя сказать, чтобы пьеса для открытия была выбрана удачно. Нельзя предполагать, чтобы в пролетарском театре преобладала мелодрама. Очевидно, при постановке “Арлезианки” режиссурой преследовалось что-то другое. Надо думать, что режиссура хотела показать слиянность театра, слиянность музыки, драмы и танцев, и это до некоторой степени удалось.
О внутреннем содержании пьесы, конечно, говорить не приходится. Пьеса – бессодержательна. Первые два акта слишком тягучи, утомляют зрителя, и развертывается действие только с третьего акта, когда и зритель начинает следить за пьесой. Можно бы было сказать, что пьеса провалилась, если бы не её постановка. Режиссер, вложив всю свою любовь к сцене, поставил пьесу так серьёзно, продуманно, что буквально пьесу спасло от провала. В этом отношении сезон обещает быть, очевидно, очень интересным.
Говорить что-нибудь определенное о составе труппы, основываясь только на первой постановке, конечно, нельзя, но всё же некоторые персонажи показали себя достаточно ярко. Прежде всего, безнадёжно плоха артистка Шихова. По крайней мере, роль Виветты в “Арлезианке” она с таким успехом, с такой старательностью провалила, что можно бы было посоветовать режиссуре передать эту роль какой-нибудь другой исполнительнице, чтобы окончательно не портить пьесы. Из других исполнителей можно отметить как серьёзных артистов с дарованием Красавину, Валентинова и Мирского. Сильный артист, очевидно, и Саулиди, и он в роли капитана Марка был бы, пожалуй, хорош, если бы не сильно шаржировал».
То ли Эрманса расстроила эта рецензия, то ли он и сам понял, что в своих планах хватил лишнего, но последующие спектакли, судя по отзывам прессы, ставились уже вполне традиционно, без всякой там «слиянности музыки, драмы и танцев».
Следующая премьера – «Обрыв» была поставлена в привычной зрителям реалистической манере, рецензент очень хвалил актрису Е. К. Красавину, игравшую бабушку. Затем очень тепло были приняты спектакли «Мария Стюарт» с Е. П. Агринцевой в главной роли и «Царь Фёдор Иоаннович», в котором Г. А. Мирский дал глубокий образ Фёдора. Затем Эрманс ставит «Лес» Островского, добиваясь дружного ансамбля. «Н. А. Шульга мастерски нарисовал провинциального трагика Несчастливцева, а Н. И. Саулиди талантливо и ярко сыграл Аркашку Счастливцева, – писали “Известия”. – М. Н. Марина блестяще исполнила Улиту, а Е. К. Красавина – Гурмыжскую. Но самое сильное впечатление осталось у зрителя от глубоко осмысленной игры Н. Г. Китаева в роли Карпа Савельича, где он подкупал своей чарующей прелестью. Общее впечатление от спектакля и от умелой постановки В. Эрманса определённо хорошее».
Абсолютно новым для ярославского театра в этом сезоне стало резкое сокращение числа премьер: вместо обычных 70 – 80-ти их было всего 35 – в среднем по одной в неделю (в это число входит и одна концертная программа). Это, безусловно, положительно сказалось на качестве спектаклей. Всего за сезон было сыграно 220 спектаклей, что примерно соответствует средним показателям за предыдущие годы. Но если в сезоне 1918-1919 гг. только один спектакль был показан 6 раз, а в сезоне 1919-1920 гг. всего три спектакля шли по 6 раз и два по 9, то в сезоне 1920-1921 гг. уже 17 спектаклей показывались более пяти раз. Рекордсменом стал спектакль «На дне» – его показали 19 раз! В числе лидеров были два революционных спектакля: «Гимн труду» В. Андриенко прошёл 13 раз, «Великий коммунар» В. Трахтенберга – 10. Сегодня тексты этих пьес можно найти разве что в музее. Далее «рейтинг популярности» выглядит так: «Лес» – 10 раз; «Псиша» и «Обрыв» – по 8; «Вильгельм Телль», «Царь Фёдор Иоаннович», «Идиот», «Коварство и любовь», «Медея» и «Мадам Сен-Жен» – по 7. Не вызвали интереса прошедшие по два раза «В старые годы» И. Шпажинского, «Касатка» А.Н. Толстого, «Марат» Антона Амнуэля, «Да здравствует Всемирная коммуна! (18-е марта)» А. Чекина, а также показанные по разу «Тётушка, или Она не так глупа» А. Шаховского и «Марс – бог войны» неизвестного автора.
Репертуар Волковского театра в сезоне 1920-1921 гг.
«На дне» М. Горького (19 раз)
«Гимн труду» В. Андриенко (13)
«Великий коммунар» Валентина Трахтенберга (10)
«Лес» А.Н. Островского (10)
«Псиша» Юрия Беляева (8)
«Обрыв» по роману И.А. Гончарова (8)
«Мадам Сен-Жен» Викторьена Сарду и Эмиля Моро (7)
«Идиот» по роману Ф.М. Достоевского (7)
«Вильгельм Телль» Фридриха Шиллера (7)
«Коварство и любовь» Фридриха Шиллера (7)
«Медея» Еврипида (7)
«Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого (7)
«Арлезианка» Альфонса Доде (6)
«Мария Стюарт» Фридриха Шиллера (6)
«Свадьба Фигаро» Пьера Бомарше (6)
«Шут на троне» Анатолия Воротникова (6)
«Охранка Николая II-го (Минувшее время)» (6)
«Василиса Мелентьева» А.Н. Островского (5)
«Дети Ванюшина» С. Найдёнова (5)
«Без вины виноватые» А.Н. Островского (5)
«Гамлет» Вильяма Шекспира (5)
«Доходное место» А.Н. Островского (5)
«Ревизор» Н.В. Гоголя (5)
«Изгнанники» Юрия Тарича (4)
«Лорензаччо» А. де Мюссе (4)
«К звездам» Леонида Андреева (4)
«Вольнонаемные» Игнатия Потапенко (4)
«Мещане» Максима Горького (3)
«Марат» Антона Амнуэля (2)
«Касатка» А.Н. Толстого (2)
«18-е марта». Спектакль о Парижской коммуне (2)
«В старые годы» И. Шпажинского (2)
«Тётушка, или Она не так глупа» А. Шаховского (1)
«Марс – бог войны» (1 раз)
Эрманс отработал в Волковском театре только один сезон. Вся его дальнейшая карьера связана с Москвой. Он был помощником заведующего постановочной частью Большого театра, как театральный критик публиковался в журналах «Зрелища», «Театральная Москва», «Новый зритель» и др. С 1931 г. сотрудничал в газете «Советское искусство». С 1953 — редактор, затем зав. отделом цирка и эстрады, зав. редакцией газеты «Советская культура» (прежнее «Советское искусство»).
Отец Виктора Константиновича – Константин Александрович Эрманс после революции, поставившей крест на его предпринимательской деятельности, вместе со второй женой Варварой Ивановной (в девичестве – Страховой) покинул Россию. Варвара Ивановна была оперной певицей, в 1893 году, когда ей было всего 18 лет, пела в родном Тифлисе в одной труппе с Фёдором Шаляпиным, была близко знакома с Сергеем Рахманиновым (с которым у неё даже был юношеский роман), художником Константином Коровиным. С 1898 года пела в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова, частном театре Г.Г. Солодовникова, московской Опере С. Зимина. В 1918 году, после декрета о национализации химической промышленности, Виктор Константинович и Варвара Ивановна уехали сначала в Константинополь, потом перебрались в Берлин и, наконец, осели в Париже, где 13 лет жили вместе с семьёй Шаляпина в одной квартире (Шаляпины – на втором этаже, Эрмансы – на первом). Когда Шаляпин с женой уезжали, Варвара Ивановна, не имевшая своих детей, брала на себя заботу о детях Шаляпина. Позднее она стала давать им уроки музыки. Виктор Константинович в 1925 году вступил в масонскую ложу «Астрея» и даже стал её казначеем. В квартире Шаляпиных Эрмансы жили до кончины великого певца, умершего в 1938 году. Константин Александрович Эрманс пережил своего друга на 20 лет – он умер 30 декабря 1957 года в приюте для престарелых русских эмигрантов. Варвара Ивановна Эрманс умерла в 1959 году.
Виктор Эрманс в анкетах и автобиографиях о живущих за границей родственниках не упоминал. В одной из таких анкет, которые по многу раз заполняли все советские граждане, он написал: «Лечу печень в Ессентуках, а душу сознанием, что живу в историческую эпоху!».
Умер Виктор Константинович Эрманс 20 июля 1958 года, всего на полгода пережив отца, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Театр благодарит историка Ольгу Александровну Балову
за биографические сведения о семье Эрмансов.
Дружеский шарж Виктора Ардова