Николай Крашенинников

Николай Крашенинников

драматург

КРАШЕНИННИКОВ Николай Александрович (14 (26) ноября 1878 – 11 октября 1941) – беллетрист, прозаик, драматург.

Николай Крашенинников родился в Илецкой Защите Оренбургской губернии. По материнской линии он происходил из дворян. Его прадед по материнской линии – путешественник, исследователь Камчатки С.П. Крашенинников, дед – натуралист Н.А. Крашенинников, составивший коллекцию чучел животных – в основном Оренбургского края. Отец Александр Камбулин – из обер-офицерских детей, был смотрителем илецкой каторжной тюрьмы, рано умер. 

Детство Крашенинникова прошло в имении Петровском у сестры матери, впоследствии усыновившей его. По решению Оренбургского окружного суда он получил фамилию Крашенинников. В 1888-1897 годах учился в оренбургской гимназии, в 1901 окончил юридический факультет Московского Императорского университета. В 1899 г. в журнале «Знамя» и газете «Русские ведомости» были напечатаны его первые рассказы «Темные люди» и «Лесной сторож». 

Вернувшись в 1901 году в Оренбург, Крашенинников стал оренбургским корреспондентом газет «Курьер» и «Русские ведомости», печатался в юмористических еженедельниках «Будильник», «Развлечение», «Муравей», «Шут», журналах «Русская мысль», «Народное благо», «Журнал для всех» и др. Написал книгу очерков «Угасающая Башкирия» (издана в 1907), в которой изобразил тяжёлое положение крестьян-башкир, бесправное положение башкирских женщин. А.П. Чехов из присланной ему на прочтение рукописи выделил «Рассказ об одной женщине». А вот В.Г. Короленко и М. Горький скептически относились к творчеству Крашенинникова. В последующие годы он написал автобиографическую книгу «Восемь лет. Воспоминания о гимназии», автобиографические рассказы о раннем детстве «Из вешнего времени» (1908), романы «Дети» (1908), «Барышни» (1909), «Сказка любви» (1911), «Девственность» (1913). За роман «Амеля» (1915) о девочке-башкирке, воспитанной вдовой русского профессора, Крашенинников в 1917 году получил Почётный отзыв Пушкинской премии Академии наук (последний почётный отзыв в истории этой премии). Писал он также и пьесы: пастораль «О маленькой Тасе» (1908), «Плач Рахили» (1911), «Первая любовь» по Тургеневу (1911) и др. Основные мотивы его произведений — идиллическая любовь. Крашенинников уделял большое внимание проблемам пола, которые разрешал в особом «аскетическом» плане («Девственность», «О маленькой Тасе»)

После Октябрьской революции продолжал разработку проблем половой психологии и морали: в романе «Целомудрие» (1925) затрагивал тему любви у подростков. В романе «Столп огненный» (1928) описывал путь интеллигента к революции. Активно занимался инсценировками классических и современных произведений. В частности, он инсценировал романы «Мать» М. Горького (1928), «Ледолом» К. Горбунова (1929), «Любовь пчёл трудовых» А.М. Коллонтай, «Разгром» А.А. Фадеева (1934), «Поднятая целина» М.А. Шолохова (1934), «Капитанская дочка» А.С. Пушкина (1937), «Война и мир» Л.Н. Толстого (1938).

15 октября 1930 года в Волковском театре состоялась премьера спектакля по пьесе Н.А. Крашенинникова «Ледолом» (инсценировка романа Кузьмы Горбунова). В газете «Северный край» спектакль был подвергнут жесткой критике (см. страницу спектакля).

В августе 1941 года приехал в Оренбург, где вскоре и умер: вероятно, сказались глубокие переживания после необоснованного ареста двух сыновей.

Источники :

Крашенинников Н. А. // Башкортостан: краткая энциклопедия / гл. ред. Р.З. Шакуров. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. – С. 347.

Крашенинников Николай Александрович // Оренбургская биографическая энциклопедия / сост. Л.Н. Большаков. – Оренбург; М., 2000. – С. 152-153.

Крашенников Николай Александрович // Прокофьева, А. Г. Литературное Оренбуржье: биобиблиогр. слов. / А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева, О. В. Федосова, Г. Ф. Хомутов. – Оренбург, 2006. – С. 115.

Крашенинников Н. А. // Прокофьева, А. Г. Оренбургский край в русской литературе: монография / А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева, С. М. Скибин; Рос. Акад. Естествознания. – М. : Академия Естествознания, 2015. – С. 149-150.

Крашенинников Н. А. // Прокофьева, А. Г. Литературная жизнь Оренбургского края во второй половине XIX века: краеведческие материалы / А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. – [Б. м.]: Издательские решения, 2016. – С. 121-122.

Произведения Н.А. Крашенникова:

Крашенинников Н.А. Собрание сочинений, т. I—VIII. — М., 1911—1916; Т. IX. — М., 1926.

Крашенинников Н.А. Амеля. — Уфа: Башкнигоиздат, 1977.

Крашенинников Н.А. Амеля: роман и рассказы. – М.: Сов. Россия, 1981. – 256 с.

Крашенинников Н.А. Восемь лет. — М.: Детская литература, 1983

Крашенинников Н.А. Девятнадцать: пьеса в 4 д. с эпилогом: по роману А. Фадеева "Разгром". – М.; Л.: Искусство, 1940. – 94 с.

Крашенинников Н.А. К земле обетованной: рассказы. – Уфа: Башкнигоиздат, 1963. – 179 с.

Крашенинников Н.А. Ледолом: пьеса в 5 д. 10 к. по роману К. Горбунова. – М.: ГИХЛ, 1935. – 81 с.

Крашенинников Н.А. Невозвратное: повести. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. – 174 с.

Крашенинников Н.А. Пастор Гантри: современная комедия быта, комедия благочестия: в 5-ти действиях и 10 картинах по роману Синклера Льюиса. – М.: Безбожник, 1930. – 80 с.

Крашенинников Н.А. Под солнцем Башкирии: рассказы. — М., 1936

Крашенинников Н.А.  Разгром: пьеса в 4 д. с эпилогом по роману А. Фадеева. – М.; Л.: Искусство, 1938. – 88 с.

Крашенинников Н. А. Стены [к новому дому]: картины жизни дореволюционной школы: пьеса в 4 д. – М.: Искусство, 1940. – 137 с.

Крашенинников Н.А. Целомудрие: роман / [Вступ. ст. В. Солоухина]. – М.: Сов. писатель, 1991. – 606 с.

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.