ГЛЕБОВ Анатолий Глебович (настоящая фамилия Котельников; 1899, Полтава — 1964, Москва) — писатель, драматург и журналист.
Родился 27 ноября (9 декабря) 1899 года. Его отец — Глеб Евгеньевич Котельников (1872-1944), офицер-артиллерист, в 1898 году вышедший в отставку в чине поручика, – после увольнения из армии перешел на гражданскую службу по акцизному ведомству и поселился в Полтаве, где и женился на дочери известного полтавского художника, статского советника Василия Алексеевича Волкова – Юлии (1878-1951), также художнице, занимавшейся резьбой миниатюр на кости. В Полтаве семья не задержалась: по долгу службы Г.Е. Котельников переехал сначала в Область Войска Донского, а затем – в Сочи. В семье Котельниковых родились ещё двое детей – Татьяна и Юрий, но оба умерли в детстве. В свободное от службы время Глеб Котельников играл в любительских спектаклях, а в 1905 году даже был принят на летний сезон в профессиональную труппу антрепренера Константина Незлобина, игравшую в Старой Руссе. Здесь артисту-любителю поручали довольно сложные роли (Сатин в «На дне» М. Горького).
В 1910 году Г.Е. Котельников вышел в отставку и поселился с женой и сыном в Петербурге. Здесь он был принят актером в труппу Петербургского народного дома, которой руководил известный режиссер П.П. Гайдебуров, создавший на её основе Общедоступный (на зимние сезоны) и Передвижной (на летние) театры. В 1910—1914 годах в спектаклях Народного дома Глеб Евгеньевич Котельников (по сцене – Глебов-Котельников) играл роли Свидригайлова в «Преступлении и наказании» Достоевского, Марка Волокова в «Обрыве» по одноимённому роману Ивана Гончарова и многие другие).
Но прославился Глеб Котельников в другой сфере. 24 сентября (7 октября) 1910 года он с женой присутствовал на Всероссийском празднике воздухоплавания, проходившем на Комендантском поле в Санкт-Петербурге. Во время показательных полетов на их глазах произошла первая в России авиакатастрофа, в которой погиб известный лётчик Лев Мациевич. Эта трагедия побудила Котельникова заняться разработкой парашюта как индивидуального средства спасения авиаторов. За два года он (не бросая театра) разработал первую модель парашюта, которую затем не раз усовершенствовал.
В такой обстановке рос Анатолий Котельников. Сдав экстерном экзамены за курс гимназии, он поступил на японское отделение факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета. Но тут случилась революция, круто изменившая его судьбу. Будущий драматург стал редактором газеты «Свободная школа», затем служил санитаром красногвардейского отряда, работал в Наркомпросе, редактировал газету Тульского губкома РКП(б) «Пролетарское строительство». С 1920 года работал в Наркомате иностранных дел, в 1921—1923 даже состоял на дипломатической работе в Турции. С 1924 года работал с селькорами в «Крестьянской газете».
Свою первую пьесу «Наши дни» Анатолий Котельников, взявший псевдоним Глебов, написал в 1919 году. За пять лет он сочинил более двадцати одноактных пьес на темы классовой борьбы и социалистического строительства, которые охотно ставились самодеятельными артистами в клубах и избах-читальнях. Осенью 1924 года на сцене московского театра им. МГСПС состоялась премьера спектакля по пьесе Глебова «Канун (Преступление старосты Дембовского)» о борьбе польского пролетариата с буржуазией (интересно, что буквально накануне – осенью 1920 года – польский пролетариат под руководством собственной буржуазии наголову разбил части Красной армии, захватив около 130 тысяч пленных, более половины которых погибли в польских лагерях смерти. В результате провала польской кампании в 1921 году был заключён унизительный для России Рижский мир, по которому Польше отошли громадные территории Западной Украины и Западной Белоруссии, а Россия выплатила гигантские репарации).
С середины 1920-х Анатолий Глебов становится профессиональным драматургом. Одну за другой он пишет пьесы «Загмук» (1925) по мотивам ассиро-вавилонской легенды о восстании рабов против своих угнетателей (пьесу высоко оценил А.В. Луначарский, а композитор А.А. Крайн написал по ней одноимённую оперу); «Власть» по событиям Октябрьской революции; «Рост» (1927) о трудностях социалистического строительства и борьбе с «вредительством» на текстильной фабрике; социальную мелодраму «RAF I (Золото и мозг)» (1929) о происках империалистических держав, стремящихся овладеть секретом ядерной энергии, но терпящих неудачу из-за международной пролетарской солидарности.
В 1929 году Глебов закончил пьесу «Инга» о становлении нового советского быта и роли женщины в нём. 24 октября 1929 года премьера спектакля по этой пьесе прошла на сцене Волковского театра. Спектакль не привлёк внимания зрителей и был показан всего 5 раз. (Лидерами проката в сезоне 1929-1930 гг. стали «Ярость» Е. Яновского – 19 показов, «Чудак» А. Афиногенова – 18 и «Выстрел» А. Безыменского – 17.)
В 1930-1940-е годы Глебов продолжал работать для театра: написал пьесы «Начистоту» и «Правда», перевёл около 30 пьес национальных драматургов («Намус» А. Ширванзаде, «Свадьба с приданым» Н. Дьяконова и др.). С середины 1950-х писал прозу: книга «Линия дружбы. Рассказы о Турции», рассказы «Правдоха» (по нему в 1973 году поставлен фильм «Два дня тревоги»), «Запятая», «Гуров» и другие (сборник «Рассказы о сильных»), научно-фантастический рассказ «Большой день на планете Чунгр» о муравьеподобных обитателях Марса с элементами «разоблачения культа личности», философская новелла «Золотой дождь».
Скончался Анатолий Глебов в Москве 6 февраля 1964 года.