БЕЛОВ Григорий Акинфович (18 декабря 1895, деревня Вахонькино, Череповецкий уезд, Новгородская губерния — 13 сентября 1965, Ярославль) — Заслуженный артист РСФСР (1936), Народный артист РСФСР (1949), Народный артист СССР (1956), Лауреат Сталинской (1949) и Государственной (1956) премий, актер Академического театра драмы имени Ф. Г. Волкова в 1924-1925 и в 1945—1965 гг. Родился в учительской семье, жил и учился в Череповце. В юности играл в любительских спектаклях.
В 1914-м Григорий Белов приехал в Петербург и поступил учиться на актерский курс Юрьева. Но с началом Первой мировой войны Белов был мобилизован в армию. Служил артиллеристом, бомбардиром-наводчиком на батарее.
С 1917 года — актер провинциальных театров России. В сезоне 1924-1925 гг. играл в Ярославском театре им. Ф.Г. Волкова. Семь лет — в 1933—1940 годах — работал в Архангельском театре. В числе ролей, сыгранных Беловым в 1920-1930-е годы: Ромео, Гамлет, Яго, Хлестаков, князь Мышкин, Нил ("Мещане" М. Горького), Жадов ("Доходное место" А.Н. Островского), Незнамов ("Без вины виноватые" А.Н. Островского), Астров ("Дядя Ваня" А.П. Чехова), Сатин ("На дне" М. Горького), Швандя ("Любовь Яровая" К. Тренёва), Вершинин ("Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова).
В годы Великой Отечественной войны был актером фронтовых бригад на Ленинградском и Карельском фронтах.
С 1945 года Белов — актер Волковского театра. В 1948 году на экраны страны выходит фильм Александра Довженко «Мичурин» с Григорием Беловым в заглавной роли. Этот фильм приносит артисту подлинную славу, большую известность и Сталинскую премию СССР (1949).
В последующие годы Белов продолжает много сниматься, оставаясь в центре репертуара Волковского театра. Он любил острые, характерные роли. В спектакле «Федор Волков» (постановка Ф. Шишигина) Белов исполнил роль директора и драматурга первого русского театра Сумарокова. Актер играл трагедию человека, не понятого, отброшенного, отстраненного от театра и забытого.
Самой значительной ролью Белова в 60-е годы стала роль ученого Павла Протасова в горьковских «Детях солнца». Романтические порывы и восхищенно-восторженные монологи о природе и назначении Человека были исполнены поэзии и вдохновения.
В острогротесковой философской комедии Ф. Дюрренматта «Физики» (1962) Белов тоже сыграл роль ученого, назвавшего себя великим Эйнштейном. Чудаковатый и одновременно трагический, этот Эйнштейн вместе со своими коллегами укрылся в клинике от безумного мира, готового использовать открытия науки в новой мировой бойне.
Образы, созданные Беловым, несли природную интеллигентность. Русский интеллигент, мягкий и вместе с тем волевой, вдумчивый, углубленный… Тонко чувствующий и умный человек, относящийся с уважением не только к вопросам своего творчества, но и к требованиям производства. «К чести и доблести талантливого русского артиста Белова я отношу чрезвычайную серьезность в творческом труде, удивительное трудолюбие, доверие к режиссеру». Так писал известный советский кинорежиссер Александр Довженко о своих встречах с актером Волковского театра Григорием Акинфовичем Беловым.
Вёл артист и большую общественную работу. Он был депутатом Верховного Совета РСФСР, членом Комитета по Ленинским премиям, членом Президиума ВТО (нынешнего Союза театральных деятелей). В 1950 году он был награждён орденом Ленина, первым из актёров-волковцев удостоен высокого звания народного артиста СССР.
М.Г. Ваняшова