Михаил Дарский

Михаил Дарский

антрепренёр Ярославского городского театра в 1900—1901 гг.

ДАРСКИЙ (Псаров, Псарьян) Михаил Егорович (1 сентября 1865, Тифлис — 3 мая 1930, Ленинград) — антрепренёр Ярославского городского театра в 1900—1901 гг.

Родился 1 сентября 1865 (по другим данным — 1860 или 1861) года в Тифлисе. Как актер-любитель начал выступать с 1882 году, учась в Петербургском университете. С 1884 года на профессиональной сцене. Работал в летних театрах и клубах Санкт-Петербурга, в провинции (Витебск, Минск, Житомир и другие города). В 1892—1894 держал антрепризу в Санкт-Петербурге. Наибольший успех имел в спектаклях по пьесам Шекспира и Шиллера. Его визитной карточкой стала роль Шейлока в спектакле «Венецианский купец».

В 1898 году был приглашён в Художественный театр. Станиславский высоко оценил его внешние данные, голос и темперамент, но был в ужасе от того, как в него въелась рутина. Борясь с нею, он заставил Дарского в многократно игранной им роли Шейлока отбросить привычные ноты и искать резкую национальную характерность персонажа, что в конце концов вовсе не пошло на пользу спектаклю «Венецианский купец» (1898).

Всеволод Мейерхольд так описывал работу Станиславского и Дарского над ролью: «А как, спросишь ты, ведет себя на репетиции Дарский, этот гастролер, пробывший в провинции лет восемь… Не только подчиняется внешней дисциплине, а даже совсем переделывает заново ту роль (Шейлока), которую он так давно играет. Толкование роли Шейлока Алексеевым настолько далеко от рутины, настолько оригинально, что он не смеет даже протестовать, а покорно, хотя и не слепо (на это он слишком умен) переучивает роль, отделывается от условщины, от приподнятости. А если бы ты знала, как это трудно… Нет, Дарский заслуживает большого уважения. Алексеев будет эту роль играть, конечно, лучше. Роль им отделана дивно» (из письма В. Э. Мейерхольда к Е. М. Мунт от 22 июня 1898 г.).

Дарский был первым исполнителем в МХТ ролей князя Андрея Шуйского («Царь Федор Иоаннович», 1898) и Гемона («Антигона», 1899).

Летом 1900 г. Дарский создал Товарищество драматических артистов для работы в провинции и снял театр в Ярославле на сезон 1900/1901 гг.

"Г. Дарский явился к нам с очень широкими целями; он желал создать нечто серьезное, художественное и резко отличающееся от обычного рутинного, шаблонного и своекорыстного способа ведения дела в провинциальных антрепризах; идеалом своим он поставил Московский художественно-общедоступный театр и развернул знамя, тождественное с последним. Начало предприятия г. Дарского было сочувственно встречено как местной, так и московской прессой; Московский художественный театр приветствовал это начало телеграммой, со­держащей в себе настоящее похвальное слово, труппа г. Дарского горела неподдельным воодушевлением, но... несмот­ря на все благоприятные ауспиции, действительность не оправдала ожиданий, а поднятый г. Дарским флаг ему приш­лось значительно приспустить, - писал по окончании сезона "Северный край". Далее в обзоре говорилось: г. Дарский от начала до конца сезона твер­до держался серьезного репертуара, избегая всего пошлого, макулатурного и низменного. В этом (а также в прекрасном подборе труппы) заключается серьезная заслуга r. Дарского, которую необходимо отметить; в его руках в этом сезoнe театр был местом, где вкусы публи­ки воспитываются, а не развращаются, а это — очень и очень много. Но и в этом очевидно хорошем деле, у г. Дарского были некоторые дефекты. С точки зрения публики мы должны про­тестовать против изгнания c нашей сцены легкой комедии; этот род искусства имеет полное право на существование, освежая зрителя, обращая его внимание на привлекательные и на веселые стороны жизни, давая ему возмож­ность забыть хоть ненадолго тяжелую атмосферу всего окружающего и посмеяться от души здоровым смехом. Мы понимаем и одобряем изгнание пошлости, изгнание фарсов и пьес, пробуждающих нездоровые инстинкты, но между всем этим и приличной, талантли­вой легкой комедии целая бездна. За что же ярославская публика была лише­на разнообразия в репертуаре, не идущего в разрез с серьезными худо­жественными требованиями? Театр в городе один, и с этим необходимо счи­таться". На многие годы сезон Дарского стал камертоном, по которому оценивали деятельность следующих антрепренеров. 

С 1902 г. Дарский работал в Александринском театре. В первый же год поставил «Чайку» по мизансценам Художественного театра (премьера состоялась 15 ноября 1902 г.). Чехов прислал Дарскому из Ялты телеграмму: «Большое, большое спасибо».

С 1905 г. занимался педагогической деятельностью.

Исполнение Дарским роли Гамлета считалось одним из лучших на русской сцене. Среди других известных его ролей — Уриель Акоста в одноимённой пьесе К. Гуцкова и Борис Годунов («Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого). Как режиссёр Дарский был последователем К. С. Станиславского, пытался перенести опыт Художественного театра на сцену Александринки.

Служил в Александринском театре до 1924 года. В 1930, незадолго до смерти, получил звание Заслуженный артист РСФСР.

Умер в Ленинграде 3 мая 1930 (по другим данным — 1932) года.


Репертуар Ярославского городского театра (антреприза М.Е. Дарского):

СЕЗОН 1900-1901 гг.

22.09. «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира

27.09. «Чайка» А.П. Чехова

28.09. «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого

29.09. «Без вины виноватые» А.Н. Островского

05.10. «Накипь» Петра Боборыкина

06.10. «Лес» А.Н. Островского

10.10. «Брак» Петра Ярцева

13.10. «Не в свои сани не садись» А.Н. Островского

15.10. «Василиса Мелентьева» А.Н. Островского

17.10. «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского

21.10, утро. «Доходное место» А.Н. Островского

24.10. «Шейлок (Венецианский купец)» В. Шекспира

26.10. «Забава» Артура Шницлера

03.11. «Гроза» А.Н. Островского

05.11. «Волки и овцы» А.Н. Островского

12.11. «Власть тьмы» Л.Н. Толстого

14.11. «В царстве скуки» Эдуарда Жюля Анри Пальерона (Пер. с фр. А.М. Дмитриева и Н.П. Кичеева) + «Женское любопытство (Адам и Ева)» Леонарда Яковлева (водевиль в 2 д.)

16.11. «Преступление и наказание» по роману Ф.М. Достоевского (переделка Делиера)

17.11. «Бешеные деньги» А.Н. Островского

21.11. «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова

26.11 утро. «Женитьба» Н.В. Гоголя

26.11. «Чародейка» Ипполита Шпажинского

28.11. «Родина» Германа Зудермана

30.11. «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого

03.12. «Таланты и поклонники» А.Н. Островского

07.12. «Новобрачные» Бьернетьерне Бренсона (пер. с дат.) // «Романтики» Эдмона Ростана

10.12. «Честь» Германа Зудермана

14.12. «Бурелом» Александра Фёдорова

15.12. «Горькая судьбина» Алексея Писемского

17.12. «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н. Островского

19.12. «Джентльмен» Александра Сумбатова

30.12. «Каширская старина» Дмитрия Аверкиева

 

03.01. «Долли» + «Вольная пташка» Евтихия Карпова

04.01. «Медея» Еврипида

06.01 утро. «Недоросль» Д.И. Фонвизина + «Школьная пара» Ефима Бабецкого

06.01 вечер. «Майорша» Ипполита Шпажинского + «Роковой дебют» П.Д. Ленского (в 1 д.)

07.01. «Разбойники» Фридриха Шиллера

08.01. «Бесправная» Е. Владимировой (Виндинг)

14.01. «Закат» А. Сумбатова

16.01. «Последняя воля» В.И. Немировича-Данченко + «Предложение» А.П. Чехова

18.01 утро. «Степь-матушка» Ильи Салова

18.01 вечер. «Блестящая карьера» Тило фон Трота (с нем.)

23.01. «Огни Ивановой ночи» Германа Зудермана

25.01. «Дядя Ваня» А.П. Чехова

30.01. «Сыны Израиля» («Контрабандисты») В. Крылова

02.02. «Кин» А. Дюма

04.02. «Ольгушка из подъяческой» Марии Северной + «Женя» Петра Гнедича + «Ирэн» Татьяны Щепкиной-Куперник (1 д.)

08.02 утро. «Багдадские пирожники или волшебная лампа» (сказка)

08.02 вечер. «Гамлет» В. Шекспира

09.02. «Женитьба Белугина» А.Н. Островского

10.02. «Отелло» В. Шекспира

X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.