Макар Каширин

Макар Каширин

антрепренер Ярославского городского театра в 1901-1903 гг.
КАШИРИН Макар Иванович (1866 - ?) — антрепренер Ярославского городского театра в 1901-1903 гг.

Макар Иванович Карцев, взявший себе сценический псевдоним Каширин, числился дворянином города Глумова Черниговской губернии. До приезда в Ярославль он держал антрепризу в Херсоне, затем – в Томске и оставил там по себе хорошую память. В книге «Город Томск», вышедшей в 1912 году, местный автор Г. Вяткин писал: «Блестящим во всех отношениях делом была антреприза Каширина и Аярова в начале 900-х годов, когда ставился исключительно серьёзный репертуар и играли такие силы, как г-жа Смирнова (ныне артистка Императорского Малого театра), Орлов-Чужбинин, Белоконь. Правда, и в середине 90-х годов бывали в Томске хорошие исполнители… Но до антрепризы Каширина и Аярова томичи не видали такой Магды из „Родины“ как Смирнова, такого царя Федора Иоанновича как Орлов-Чужбинин, такого доктора Штокмана как Белоконь». В Томске Каширин впервые поставил и «Сирано де Бержерака» с Аяровым в главной роли. 

В Ярославль Каширин приехал в 1901 году. Первый сезон он держал антрепризу совместно с Н.А. Борисовским, который уже был знаком ярославским зрителям - он был антрепренером городского театра в сезонах 1887 - 1889 гг. На следующий год Каширин руководил работой театра без компаньонов. Результаты его деятельности газета "Северный край" оценивала весьма критически.

На первый взгляд, репертуар в сезоне 1901-1902 гг. не слишком отличался от репертуара предыдущей антрепризы Дарского. Были представлены и Гоголь («Ревизор», «Игроки»), и Островский («Без вины виноватые», «Гроза», «Женитьба Белугина», «Лес», «Горячее сердце»), и А.К. Толстой («Царь Борис»), и Л.Н. Толстой («Плоды просвещения»), и Чехов («Три сестры», «Иванов»), и довольно редко ставившийся Салтыков-Щедрин («Смерть Пазухина»). Именно Каширин впервые поставил на ярославской сцене Горького – спектакль «Фома Гордеев» – и пьесу Сергея Найдёнова «Дети Ванюшина». За трагедии Шекспира, на которые делал ставку Дарский, Каширин, правда, не брался: то ли не был уверен в возможностях своей труппы, то ли сказался общий настрой на более лёгкие сюжеты. Но «Укрощение строптивой», а также знаменитые комедии Мольера «Мещанин – дворянин», «Тартюф» и «Проделки Скапена» ярославские зрители увидели. Не обошли вниманием Каширин с Борисовским и входящую в моду «новую драму», поставив «Перед восходом солнца», «Михаэль Крамер» и «Больные люди» Гауптмана, ибсеновского «Доктора Штокмана», «Нежданный гость» Золя.

Однако прессу и взыскательную публику большинство этих спектаклей нисколько не удовлетворяли. «Доктора Штокмана», например, ругали за слишком существенные сокращения, которые «значительно обесцветили некоторые типы». Другие спектакли критиковались за прямолинейные режиссерские трактовки и слабую игру исполнителей. Если Дарский пытался сократить число премьер, чтобы больше времени оставлять на репетиции, то у Каширина, как и в прежние годы, ставились по 3, а иногда и по 4 премьеры в неделю. За обилием второстепенных и просто плохих пьес терялись классические названия, прошедшие по одному, редко – по два раза.

В следующем сезоне Каширин сделал явный крен на комедии и мелодрамы весьма посредственного уровня. В репертуар не попали Чехов, А.К. Толстой, Лермонтов, Грибоедов, Достоевский. Островский был представлен четырьмя названиями («Василиса Мелентьева», «Таланты и поклонники», «Бедность не порок», «Трудовой хлеб»), из классики шли также «Женитьба» Гоголя, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Осенняя скука» Некрасова, «Отцы и дети» Тургенева, «Коварство и любовь» Шиллера. «Король Лир» был поставлен только в связи с гастролями известного артиста Фёдора Петровича Горева, сыгравшего в конце января 1903 года в нескольких спектаклях каширинской антрепризы. А самым востребованным автором в этом сезоне стал князь Сумбатов: вновь ставился его «Старый закал», а также «Тёмные силы», «Муж знаменитости», «Ириновская община» и «Молодость Иоанна Грозного». Каширин «открыл» ярославским зрителям таких авторов, как Лихачев («Мамуся»), Борисов («Следователь»), Лухманова («Смерть императора Наполеона на острове Святой Елены»), Елизаров («По гривенничку за рубль»), Соколова («Наследство золотопромышленника»), Бурдин («Ограбленная почта»), Балуцкий («Белые невольницы») – эту «современную драматургию» не ставили у нас ни до, ни после. Чередой шли фарсы и водевили: «Волшебные звуки», «Зачем иные люди женятся», «Я именинник», «Муж из деликатности», «Денщик подвёл», «Чучело», «Дорогой поцелуй», «Откуда сыр-бор загорелся»…

Однако среди этого драматургического хлама хоть и редко, но попадались и настоящие жемчужины. Так, именно при Каширине впервые в Ярославле были поставлены «Мещане» Горького, «Сирано де Бержерак» и «Орлёнок» Ростана. «Мещане», как писала газета «Северный край», были поставлены «очень тщательно, так как образец для постановки был взят из московского Художественного театра. Исполнение пьесы, за немногими исключениями, также вышло удовлетворительное». А вот спектакли по Ростану не удались. О постановке «Орлёнка» газета "Северный край" писала: «Давно мы не видали, даже при антрепризе нынешнего сезона, такого дезорганизованного спектакля, каким был спектакль 16 января, – возмущался рецензент «Северного края». – За исключением только г-жи Шейндель, которая с обычной старательно­стью, а местами с блеском, исполняла заглавную роль, все остальные исполнители представляли из себя стадо и ни один из них не представил хотя бы сколько-нибудь индивидуализирован­ное лицо. Местами сцены проводились столь нелепо, что публика хохотала, хо­тя по существу сцены эти не должны были представлять из себя ничего смешного».

"Северный край" по окончании сезона подвёл неутешительные итоги: "Г-н Каширин, если его возможно только заподозрить в понимании того дела, за которое он взялся, всё организовал так, будто желал поиздеваться и над театральным искусством, и над публикой. Впрочем, ему нельзя отказать в понимании своих интересов: он не даром избрал для своей эксплоатации ярославский театр, так как бедному ярославскому жителю, как мы говорили, все равно даваться некуда, и он готов отправиться за развлечениями даже в балаганы, устраиваемые на предстоящей ярмарке. Но, слава Богу, сезон окончен, и г-на Каширина в будущем сезоне не будет.

Вообще же постановка спектаклей от­мечалась и небрежностью, и непониманием самых основных требований современного драматического искусства. Отсутствие умелого режиссера чув­ствовалось в каждой мелочи, на что мы в свое время в отдельных рецензиях не раз уже указывали. Что касается самого состава труппы, то за исключением нескольких артистов, которые при другой обстановке могли бы и больше дать своей игрой, и сами получить большую опытность, она состояла из лиц, взятых, очевидно, случайно, без всякого выбора".


Репертуар Ярославского городского театра (антреприза М.И. Каширина)


СЕЗОН 1901 – 1902 (антреприза Каширина и Борисовского)

20.09. «Старый закал» А. Сумбатова

21.09. «Гроза» А.Н. Островского

23.09. «Счастливец» В.И. Немировича-Данченко // «Школьная пара» Бабецкого (1 д.)

25.09. «Мелкая сошка» Копюса (пер. Чинарова) // «Ниобея» Ленни (3 д.)

26.09. «Цена жизни» В.И. Немировича-Данченко // «Волшебный вальс» А. Шмидтгоф (1 д.)

28.09. «Цыганка Занда» Людвига Ганггофера

30.09. «Потемки души» Трахтенберга

01.10. «Новое дело» В. Немировича-Данченко // «Угнетенная невинность» (1 д.)

03.10. «Трудовой хлеб» А.Н. Островского // «Женское любопытство» (2 д.)

05.10. «Старый дом» А.М. Фёдорова // «Роковой дебют» (1 д.)

07.10. «Царь Борис» А.К. Толстого

09.10. «Заместительницы (Наёмницы)» Брие (пер. Гнедича) // Большой дивертисмент

11.10. «Воспитатель Флахсман (Педагоги)» Эрнста // «На рельсах» Эрнста

12.10. «Дитя, или Казнь на Греевской площади» (с фр.)

14.10. «Ольга Ранцева (Чад жизни)» Маркевича // «Голь на выдумки хитра» (1 д.)

18.10. «Доктор Штокман (Враг человечества)» Г. Ибсена // «Сперва отравились, потом помирились» (1 д.)

21.10. «Михаэль Крамер» Г. Гауптмана // «Тайное свидание» (1 д.)

22.10. «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого

25.10. Бенефис Н.А. Борисовского. «Тартюф» Мольера // «Откуда сыр-бор разгорелся» (3 д.)

26.10. «Золото» В. Немировича-Данченко

28.10. «Муж знаменитости» А. Сумбатова

30.10. Бенефис М.И. Каширина. «Больные люди» Г. Гауптмана (2 д.) // «Ловля женихов» Бабецкого (3 д.)

01.11. «Три сестры» А.П. Чехова

06.11. «Веселая душа» В. Михеева // «Ночное» (1 д.)

08.11. «Джентльмен» А. Сумбатова

09.11. «Злая яма» Фоломеева // «Ниобея» Ленни (3 д.)

13.11. Бенефис А.Г. Аярова. «Ваал» Писемского // «Мотя» (1 д.)

15.11. «Ириновская община» А. Сумбатова

16.11. «Соколы и вороны» А. Сумбатова и В. Немировича-Данченко

21.11. «Ксения и Лжедмитрий» Пушкарева

22.11. Бенефис Е.В. Горской. «Под колесом» Жданова // «Когда мы, сонные, пробуждаемся» Чинарова (1 д.). Участвует вся труппа

23.11. «Где любовь, там и напасть» Шпажинского // «Голь на выдумки хитра» (1 д.)

25.11. «Степной богатырь» Салова // «Под душистой веткой сирени» (1 д.)

27.11. Бенефис Н.А. Раковского. «Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина

29.11. Бенефис Н.А. Смирновой. «Родина» Зудермана // «Задача № 1371-й» (1 д.)

30.11. «Генеральша Матрёна» В. Крылова и Н. Северина

02.12. «Семья преступника» (пер. с ит. А.Н. Островского пьесы Паоло Джакометти «Гражданская смерть») // «Мотя» (1 д.)

04.12. Бенефис Н.К. Стоцкой. «Иванов» А.П. Чехова // «Волшебный вальс» Шмидтгофа

06.12. «Лишённый прав» И. Потапенко // «Роковой дебют» Чинарова

09.12. «Бирон» Н.А. Борисова

11.12. Бенефис А.Н. Правдина. «Рабы золота» Азова // «Гамлет Сидорыч и Офелия Кузьминишна» (1 д.)

14.12. «В старые годы» Шпажинского // «Средство не платить докторам» Корцинь-Жуковского (1 д.)

16.12. «Рабыни веселья» Протопопова

26.12. «Ревизор» Н.В. Гоголя

27.12. «Хижина дяди Тома» по роману Г. Бичер-Стоу

28.12. «За монастырской стеной»

30.12. «Проделки Скапена» Мольера

30.12. «Святое искусство» // «Гамлет Сидорыч и Офелия Кузьминишна» (1 д.)

31.12. Встреча Нового года. «Игра в любовь»

 

03.01. «Ванька-ключник» Н. Собольщикова-Самарина // «Скандал в благородном семействе» (1 д.)

04.01. «Женитьба Белугина» А.Н. Островского

06.01. «Укрощение строптивой» В. Шекспира // «Под душистой веткой сирени» (1 д.)

08.01. «Фома Гордеев» по роману М. Горького

10.01. «Татьяна Репина» А.С. Суворина

11.01. «За монастырской стеной (Сестра Тереза)» Луиджи Камолетти (пер. с ит. Курочкина)
           // «Гамлет Сидорыч и Офелия Кузьминишна» (вод. в 1 д.)

13.01. «Самозванец Луба» Самарина // «Прежде отравились, потом помирились» (вод. в 1 д.)

15.01. Бенефис Н.А. Раковского. «Расплюевские весёлые дни» А. Сухово-Кобылина
          // «Супружеское счастье» (фарс в 1 д.)

17.01. Бенефис А.Г. Аярова. «Лес» А.Н. Островского // «Задача № 1371» (шутка в 1 д.)

22.01. Бенефис А.Н. Правдина. «Расплата (Эгоисты)» Е. Гославского
          // «Странный гость» (вод. в 1 д.)

24.01. Бенефис Н.Д. Ланко-Петровского. «Дети Ванюшина» Найдёнова.
         // «Перед свадьбой» (вод. в 1 д.)

25.01. «Девятый вал» Смирновой

27.01. «Грешница» Пальма // «Фигурантки» (вод. в 1 д.)

29.01. Бенефис М.И. Каширина. «Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана (пер. Саблина)
          // «С места в карьер» (шутка в 1 д.)

31.01. «Без вины виноватые» А.Н. Островского

03.02. «Около денег» Петелина // «Странный гость» (вод. в 1 д.)

05.02. Бенефис Н.Д. Живокини. «Вава» Кетлера // «Милые бранятся – только тешатся»

07.02. Бенефис А.Н. Борисовского. «Нежданный гость (Жак Дамур)» по рассказу Э. Золя, пер. И. Щеглова (в 1 д.) // «Мёртвый сильнее живого» Крюковского и Крылова

10.02. «Перед восходом солнца» Гауптмана

12.02. Бенефис капельмейстера Ф.Э. Фурмана.  «Защитницы Капитолия» Сард // Музыкальное отделение

15.02. «Лишенный прав» И. Потапенко // «Роковой дебют» Чинарова (в 1 д.)

17.02. «Горячее сердце» А.Н. Островского

19.02. «Испорченная жизнь» Чернышева // «Я большая» (в 1 д.)

21.02, утро. «Мещанин – дворянин» Ж.Б. Мольера (детский)

21.02, вечер. К 50-летию смерти Н.В. Гоголя. «Игроки» (сцены из 1-го дейст.). «Мертвые души» (сцены). Апофеоз.

22.02. «Степной богатырь» Салова

23.02. «Чад жизни (Ольга Ранцева)» Маркевича // «Фигурантка» (в 1 д.)

24.02, утро. «Лесной бродяга» Тарновского

24.02, вечер. ЗАКРЫТИЕ СЕЗОНА. «Тёмный бор» В. Немировича-Данченко // «На бале» (в 1 д.)


СЕЗОН 1902-1903 гг. (антрепренер М.И. Каширин)

20.09. «Последняя воля» В.И. Немировича-Данченко // «Школьная пара» (в 1 д.) Е.М. Бабецкого

22.09. «Дети Ванюшина» Найденова

24.09. «Василиса Мелентьева» А.Н. Островского

26.09. «Бесправная» Е. Владимировой

27.09. «Коварство и любовь» Ф. Шиллера

29.09. «Мамуся» В.С. Лихачева // «Шашки» Криницкого (в 1 д.)

01.10. «Трильби» Григория Ге

03.10. «Комета» В.О. Трахтенберга

04.10. «Старый закал» А. Сумбатова

06.10. «Хлеба и зрелищ (Сытые и голодные)» Н.И. Собольщикова-Самарина

08.10. «Следователь» Борисова (комедия) // «Смерть императора Наполеона I на острове Святой Елены» Лухмановой

10.10. «Гибель Содома» Г. Зудермана

11.10. «В горах Кавказа» Щеглова (комедия) // «Волшебные звуки» Генца (этюд в 1 д.)

13.10. «Борцы (Ванька-встанька)» М.И. Чайковского // «Молчание» Билибина (шутка в 1 д.)

15.10. «Петербургские трущобы» по роману В.В. Крестовского, переделка Н.Ф. Арбенина

18.10. «Власть тьмы» Л.Н. Толстого

20.10. «По гривенничку за рубль» Н. Елизарова

22.10. «Казнь» Григория Ге // «После думского заседания» Федорова (в 1 д.)

24.10. Бенефис М.И. Каширина. «Борьба за существование» А. Доде

29.10. Бенефис И.И. Белоконя. «Без солнца» П. Вейнберга

31.10. «Побеждённый Рим» Александра Пароди (пер. с фр.)

01.11. «В новой семье» В. Александрова

05.11. Бенефис Е.В. Горской. «Сильные и слабые» Тимковского // «Зачем иные люди женятся» Григорьева (в 1 д.)

07.11. «Мещане» Максима Горького

12.11. Бенефис А.В. Шейндель. «Якобиты» Франсуа Коппе (пер. А. Слепцова) // «1-е декабря, или Я именинник» Оникса (в 1 д.)

14.11. «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, пер. Т.Л. Щепкиной-Куперник. В роли Сирано – Иван Белоконь

19.11. Бенефис Н.А. Воейковой. «Каширская старина» Аверкиева

22.11. «Таланты и поклонники» А.Н. Островского

26.11. Бенефис И.М. Либикова-Ильинского. «Наследство золотопромышленника» А.А. Соколова // «Жених из долгового отделения» И. Чернышова (комедия в 1 д.)

28.11. «Новый мир» по роману Г. Сенкевича «Камо грядеши», переделка Барета

29.11. «В старые годы» Шпажинского

01.12. «Христианин» З.Н. Журавской // «Средство не платить докторам» Корцинь-Жуковского (комедия в 1 д.)

03.12. Бенефис А.А. Тольского. «Молодость Иоанна Грозного» А. Сумбатова

06.12. «Измаил» М.Д. Бударина

10.12. Бенефис И.А. Орлова. «Контролёр спасльных вагонов» А. Биссона, пер. Ф. Корша // «Муж из деликатности» Рутковского (комедия в 2 д.)

17.12. «Шахта Георгий» Е. Карпова

20.12. «Тёмные силы» А. Сумбатова

27.12, утро. «Женитьба» Н.В. Гоголя

28.12. «Ограбленная почта» Бурдина // «Дорогой поцелуй» (комедия в 1 д.)

29.12, утро. «Осенняя скука» Н.А. Некрасова // Музыкальное отделение

30.12. «Отцы и дети» по роману И.С. Тургенева, переделка Никольского // «Денщик подвёл» (в 1 д.)

02.01. «Белые невольницы» Михаила Балуцкого

03.01. Бенефис Н.А. Раковского. «Бедность – не порок» А.Н. Островского // «Разрушение Помпеи» Дмитрия Мансфельда

04.01. «Правительница Софья» В. Крылова и Полевого

06.01. «Смерть и жизнь (Мученица)» Жана Ришпена

07.01. Бенефис Е.В. Айвазовской. «Во дворе во флигеле» Е. Чирикова // «Холостая семья» Шмидта

09.01. «Муж из деликатности» Рудковского и Ленни (2 д.) // «Разрушение Помпеи» Дмитрия Мансфельда (3 д.)

12.01. «Две сиротки» (пер. Юркевича) // «Денщик подвёл» Чирикова (1 д.)

14.01. «Бой бабочек» Зудермана (пер. Куманина) / «Чучело» Билибина (2 д.)

16.01. «Орлёнок» Эдмона Ростана

17.01. «Вторая молодость» Невежина / «Дорогой поцелуй» Чинарова (1 д.)

19.01. «Нора» Г. Ибсена (пер. В. Вейнберга) / «Откуда сыр-бор загорелся» В. Александрова (3 д.)

21.01. 1-я гастроль Ф.П. Горева. «Старый барин» Александра Пальма

23.01. 2-я гастроль Ф.П. Горева. «Порыв» Рокшанина

24.01. 3-я гастроль Ф.П. Горева. «Король Лир» В. Шекспира (Горев в роли Лира)

28.01. «Монна Ванна» М. Метерлинка

30.01. «За чем пойдешь – то и найдешь» А.Н. Островского

04.02. «Волшебная сказка» И. Потапенко

Информация о дальнейших спектаклях до конца сезона отсутствует.

11.02. Бенефис Н.А. Раковского. «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина / «От преступления к преступлению» (фарс в 3 д.)

ЗАКРЫТИЕ СЕЗОНА – 12 или 13 февраля


По окончании сезона 1902-1903 гг. Каширин с частью труппы уехал в Красноярск, где держал антрепризу в течение пяти сезонов подряд. 

Макар Иванович продолжал заниматься театральной деятельностью и после революции. В 1926 году он даже стал одним из основателей Брянского губернского драматического театра (ныне – театр им. А.К. Толстого) и был его первым художественным руководителем.


X Как записаться на спектакль «Человек из Подольска»?

1. Придите в кассу театра.
2. Заполните небольшую анкету, которую выдаст кассир. В ней нужно указать ваше имя, фамилию, номер телефона или адрес электронной почты.*
3. Выберите места в зале и получите билет!

Телефон кассы: +7 (4852) 72-74-04

*Проведение Фестиваля "Играем вместе" осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Предоставляемая вами информация необходима исключительно для отчета о количестве зрителей.