НЕЗЛОБИН Константин Николаевич (настоящая фамилия Алябьев; 1857 — 4 мая 1930, Даугавпилс, Латвия) — актёр, театральный режиссёр, антрепренёр Ярославского городского театра в 1893/1894 гг.
Родился в купеческой семье. С раннего детства увлекался театром. В юности начал принимать активное участие в любительских театральных постановках.
В 1885—1886 арендовал театр в доме «Общества дешевых квартир» в Петербурге (Измайловский театр), где играл в спектаклях «Каширская старина» Д. В. Аверкиева (1885), «Успех» Н. Е. Вильде (1885), «Любовь Маргариты Готье» по роману Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» (1885), «Горнозаводчик» Ж. Онэ (1886) и др. В 1890—1893 продолжил актерскую деятельность в провинции (Одесса, Кишинев, Самара, Ярославль). В эти годы и появился его сценический псевдоним Незлобин.
Антрепренерскую деятельность Незлобин начал в 1893 году. Свою первую антрепризу он получил в Ярославском городском театре. Собрав сильную труппу, Незлобин сделал упор на классику, а самое почётное место в репертуаре отводил Островскому. В театральной деятельности он видел не только коммерческое предприятие, но и одно из высших проявлений служения обществу. Часть спектаклей он давал по удешевлённым ценам, сделав их доступными для бедных слоёв населения.
Репертуар Ярославского театра в сезоне 1893 – 1894 гг.
Дирекция К.Н. Незлобина
19.09 «Вторая молодость», драма П.М. Невежина с участием Е.А. Алексеевой (1-й выход артистки СПб театров)
21.09 «Старый барин», комедия А.И. Пальма с участием М.К. Стрельского (артист Императорских театров)
23.09 «Кому весело живется?» В. Крылова
24.09 «Поздний рассвет» И. Шпажинского
26.09 «Без вины виноватые» А.Н. Островского, второй выход Е.А. Алексеевой, первый выход К.Н. Незлобина
28.09 «Семейные пороги» В.А. Дьяченко с участием М.К. Стрельского
01.10 «Теща, или Титулованный зять» (комедия) / «Мышеловка» (водевиль)
03.10 «Сумасшествие от любви» Мануэля Тамайо-и-Бауса (с исп.) / «Теща в доме – все вверх дном» А.А. Соколова (водевиль в 1-м действии)
05.10 «Брак» С. Навроцкой
07.10 «Родина» Германа Зудермана, 1-й раз новая пьеса немецкого писателя
08.10 «Лес» А.Н. Островского
10.10 «Мраморные красавицы» Теодора Баррьера и Ламбера Тибу
12.10 «Разлад» В. Крылова
14.10 «Наши адвокаты» А. Крюковского и М. Фёдорова (сбор от спектакля в пользу семейств моряков, погибших на броненосце «Русалка»)
15.10 «Светит да не греет» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева
17.10 «Нарцисс» (драма)
19.10 Бенефис артиста М.К. Стрельского. «Доктор Штокман» Х. Ибсена / водевиль «Мотя»
22.10 «Игра в любовь (Флирт)» Теодора Герцля (пер. Е.М. Бабецкого)
24.10 «Сын актрисы» / водевиль «Волшебный вальс»
26.10 Бенефис Е.А. Алексеевой. «Мария Стюарт» Ф. Шиллера
28.10 «Нахлебник» И.С. Тургенева (к 75-летию со дня рождения)
29.10 «Бешенные деньги» А.Н. Островского
31.10 «Две сиротки» Адольфа Филиппа д’Эннери и Эжена Кормона
02.11 Бенефис артиста А.А. Мурского. «Забубенная головушка» Ф.Д. Кареева
05.11 «Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского
07.11 «Изломанные люди» В.А. Александрова
09.11 Бенефис артиста К.Е. Большакова. «Соколы и вороны» А. Сумбатова
12.11 «Жизнь Илимова» В.С. Лихачева
14.11 «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», историческая хроника А.Н. Островского
16.11 Бенефис О.П. Кариной. «Богатырь Века» Н.А. Потехина
18.11 «Веселый месяц май» Льва Иванова
19.11 «Таланты и поклонники» А.Н. Островского
21.11 «На страже чести» (комедия)
23.11 Бенефис Н.П. Весеньевой. «Сафо» Альфонса Доде и Адольфа Бело (с фр.) / оперетка «Что такое любовь»
25.11 «Королева» по мотивам пьесы Александра Дюма-отца «Нельская башня». С участием А. Крюковского и С. Урайского
26.11 «Не в свои сани не садись» А.Н. Островского
28.11 «Венецианский истукан» П.П. Гнедича
30.11 Бенефис А.Г. Азариной. «Миллион» (комедия) / «Водевиль с переодеванием» Н.И. Куликова
02.12 «Оболтусы-ветрогоны» Л. Яковлева
03.12 «Бедность не порок» А.Н. Островского
06.12 «Король Лир» В. Шекспира / «Простушка» Д.Т. Ленского (водевиль)
10.12 «Спорный вопрос» В. Александрова
12.12 «Ревизор» Н.В. Гоголя / «Мышеловка» (водевиль)
17.12 «Свои люди – сочтёмся» А.Н. Островского
19.12 Бенефис Л.Г. Решимовой. «Кручина» И. Шпажинского / «Медведь» А.П. Чехова (шутка)
20.01 С участием известного артиста-любителя К.С. Станиславского: «Горькая судьбина» А.Ф. Писемского
26.12, утро «Сумасшествие от любви» С.А. Алексина (С. Тяпкина)
26.12, вечер «Наследство золотопромышленника» Ричарда Бринсли Шеридана, передел. для рус. сцены А.А. Соколовым
27.12, утро «Дамская война» Эжена Скриба
27.12, вечер «Ценою жизни» В.И. Немировича-Данченко
28.12 «Правительница Софья» В. Крылова
29.12 Бенефис К.Н. Незлобина. «Уриэль Акоста» К. Гуцкова / «Я вас люблю» (комедия в 1 д.) / «Жилец с тромбоном» (водевиль в 1 д.)
30.12 «Сгоряча» (комедия)
31.12 «Венецийский истукан» П.П. Гнедича (комедия нравов ХVII столетия)
02.01 «Ришельё» Эдварда Бульвера-Литтона / «Ночное» М.А. Стаховича (летняя сцена)
03.01 «Отрава жизни» В. Крылова
04.01 Бенефис К.Е. Большакова. «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина
09.01 «Разбойники» Ф. Шиллера
11.01 Бенефис Н.С. Карпенко. «Наши ведьмы» Н. Николаева и др.
13.01 «На пороге великих событий» Н.Д. Павлова (комедия-шутка)
14.01 «Красавец-мужчина» А.Н. Островского
16.01 «Княгиня Ульяна Вяземская» Д.В. Аверкиева / «Именины кухарки» А.Т. Трофимова (картинка с натуры в 1 д.)
18.01 Бенефис М.В. Смирновой. «Все мы жаждем любви» (оперетта-фарс, либретто В.А. Крылова и М.П. Федорова)
21.01 «Цепи» А.И. Сумбатова
23.01 Для 1-го выхода артистки О.М. Светловой: «Маскарад» М.Ю. Лермонтова
25.01 Бенефис М.К. Стрельского. «Месть женщины» Викторьена Сарду (пер. с франц. Е.Н. Грековой)
27.01 Бенефис Н.В. Михаленко «Отелло – венецианский мавр» В. Шекспира
28.01 «Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского
02.02 «Христофор Колумб, или Открытие Америки» Э. Местепе и Э. Барре
04.02 Бенефис К.В. Бравича. «Испорченная жизнь» И.Е. Чернышева
06.02 «Борис Годунов» А.С. Пушкина
08.02 Бенефис дирижера Ф.Э. Фурмана. Концертное отделение / «Маменькин сынок» / «И ночь... И луна... И любовь...» (водевили)
10.02 «Без вины виноватые» А.Н. Островского (в пользу ярославского общества взаимного вспоможения частному служебному труду)
13.02 «Предрассудок» Модеста Чайковского
15.02 Бенефис Е.А. Алексеевой. «Сестра Тереза, или За монастырской стеной» Луиджи Камолетти (в переводе Н.С. Курочкина)
17.02 «Без муки нет науки» А. Дюма-сына
20.02, утро Бенефис А.А. Мурского. «Чародейка» И. Шпажинского
20.02, вечер «Гроза» А.Н. Островского
21.02 Бенефис О.М. Светловой. «Коварство и любовь» Ф. Шиллера / «Птички певчие» (оперетка Оффенбаха)
23.02 Бенефис К.Н. Незлобина «Житейские бури Мери» – переделка для русской сцены пьесы Жоржа Оне / «Запрещенный плод» (фарс-оперетта: переделка с фр. М. Федорова и А. Чистякова)
24.02 «Король Лир» В. Шекспира
25.02 Бенефис Н.П. Весентьевой. «Дочь века» А. Сумбатова
26.02 «Медея» Еврипида
27.02, утро «Горе от ума» А.С. Грибоедова
27.02, вечер. ЗАКРЫТИЕ СЕЗОНА. Драма «Псковитянка» Льва Мея
В дальнейшем Незлобин держал антрепризы в Вильне (1894−1900), Нижнем Новгороде (1900−1902), Риге (1902−1909). Для антрепризы Незлобина были характерны «наличие в труппе хороших актерских сил и равнение на репертуар лучших столичных театров» (иногда посреди сезона он выезжал в столицы смотреть новинки драматических театров). Стремился Незлобин и к стабильности актерского состава, исполнители служили у него подолгу.
В разное время в его в труппе играли В. Ф. Комиссаржевская (именно тогда она создала свои в будущем самые известные роли — Рози в «Бое бабочек» Г. Зудермана, Вари в «Дикарке» и Ларисы в «Бесприданнице» А.Н.Островского), К. В. Бравич, П. В. Самойлов, М. Ф. Андреева, М. Л. Роксанова, Н. Н. Литовцева, П. Л. Вульф, В. И. Лихачев и другие. Многие отмечали царившую у Незлобина дисциплину, его обязательность и безукоризненную честность: «У Незлобина, несмотря на его деспотизм, все служили без контракта, полагаясь только на его слово».
Незлобину, сочетавшему блестящие организационно-хозяйственные способности с подлинной любовью к театру, по мнению его артистов, сильно вредило «тяготение… к ролям героического репертуара». Обладавший несомненным комическим дарованием, Незлобин тем не менее переиграл без особого успеха множество драматических ролей: Незнамов в «Без вины виноватых» Островского (Ярославль, 1893), Чацкий в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Самозванец в «Борисе Годунове» А. С. Пушкина, Уриэль Акоста в одноименной пьесе К. Гуцкова (все Ярославль, 1894), Генрих в «Потонувшем колоколе» Г. Гауптмана (Вильна, 1898), Войницкий в «Дяде Ване» А. П. Чехова (Нижний Новгород, 1901) и другие.
Режиссерский дебют Незлобина состоялся в Нижнем Новгороде: в 1901 им были поставлены «Три сестры» Чехова. Среди его постановок «Пробуждение весны» Фр. Ведекинда (Рига, 1907), «Мелкий бес» по роману Ф. Сологуба (Москва, 1910), «Эрос и Психея» Е. Жулавского (Петербург, 1912), «Ревность» М. Арцыбашева (Москва, 1913), «Дело» А. Сухово-Кобылина, «Закон дикаря» М. Арцыбашева (оба Москва, 1916) и другие.
В 1909 Незлобин переносит свою антрепризу в Москву, где арендует Шелапутинский (Новый) театр. Режиссёром приглашается К. А. Марджанов, чьё сотрудничество с Незлобиным началось еще в Риге («Дачники» М. Горького, «Авдотьина жизнь» С.А.Найдёнова). Его режиссура определила лицо первого сезона московского театра Незлобина. На смену Марджанову приходят режиссеры Ф. Ф. Комиссаржевский, В. К. Татищев, Н. Н. Званцев; ставит спектакли и сам Незлобин («Мелкий бес» по роману Ф. Сологуба, 1910, «Ревность» М. Арцыбашева, 1913 и другие).
В труппе театра в период его расцвета состояли Е. Т. Жихарева, В. Л. Юренева, Е.Н.Рощина-Инсарова, Лихачев. Несколько сезонов в его театре выступала актриса Мария Николаевна Марина. В 1912-1914 гг. она служила в антрепризе А.М. Каралли-Торцова в Ярославле. В январе 1913 года состоялся её бенефис, для которого Мария Николаевна выбрала пьесу "Дама из Торжка" Ю. Беляева. Незлобин приезжал в Ярославль для участия в этом спектакле - играл роль Чмокова (на фото он в этой роли).
Мечтавший некогда совершить переворот в московской театральной жизни и затмить Художественный театр, Незлобин, заботясь о кассе, всё больше ориентируется на драматургию Арцыбашева, а его театр по сути сближается с театром Корша.
Работал Незлобин и в Петербурге: в сезоны 1911−1913 арендовал театр на Офицерской, где повторял спектакли, уже имевшие успех в Москве.
В 1913—1915 годах К. Н. Незлобин снова в Риге. Но, в связи с приближением фронта, театр прекратил работу, и Незлобин уехал в Петроград. В сезоне 1916−1917 держал в театре на Офицерской труппу во главе с актрисой В. Л. Юреневой.
После революции жил в Риге. В 1923—1924 руководил Волковским театром в Ярославле.
В 1926 году снова вернулся в Ригу. Но к этому времени его слава уже померкла. В конце 1926 года он организовал на Московском форштадте (окраина Риги), на Спасоцерковной улице, 3 Народный театр. Это была его последняя попытка удержаться на театральном олимпе. Но выдержать конкуренцию с Русской драмой незлобинский театр не смог. «Этот последний его театр — резкий контраст с его прежними театральными предприятиями; несколько запылённых декораций, „реквизит“, помещавшийся в крохотной комнатушке, и деревянное здание театра на окраине города, зал на триста человек, в котором, увы, температура „доходила“ иногда зимою до 3 градусов… Актёры работали бесплатно, большинство из них днём были заняты на службе, и репетиции происходили только вечером. Каждую неделю ставилась премьера… Театр посещался большей частью местной публикой. Однажды, в последних рядах уселись двое бородачей в высоких сапогах, держа в руках… пилы. Очевидно, не доверили „струмент“ в гардеробе, а посмотреть театр всё-таки хотелось…», — так вспоминала этот театр русская журналистка и писательница Ирина Сабурова (журнал «Для Вас», 1935, 4 мая, № 19).
В сезон 1929/30 года театр перебазировался в Даугавпилс. Но там удалось продержаться только один сезон.
4 мая 1930 года Незлобин получил телеграмму, в которой сообщалось, что его театру отказано в правительственной субсидии, и сердце его не выдержало.
Похоронен Константин Николаевич Незлобин в Риге, на Ивановском кладбище.
(Яркипедия)