КАРАЛЛИ-ТОРЦОВ Алексей Михайлович (ок. 1865, Москва — после 1930, Париж?) — актёр и режиссёр, антрепренёр.
В Ярославле Алексей Михайлович держал антрепризу в 1897-1900, 1903-1904 и 1912-1914 годах – всего шесть сезонов. Сезоны эти особыми достижениями и художественными открытиями не отличались, но и провальными тоже не были. В целом Каралли-Торцову удавалось находить баланс между постановками по классической драматургии и чисто кассовыми спектаклями. По ходу сезонов пресса его много ругала, а по их окончании публика устраивала ему овации и провожала с изъявлениями благодарности. Отцы города также к нему благоволили, поскольку собрать кассу ему удавалось, а значит и городской бюджет получал запланированные отчисления. В общем, в истории Волковского театра Каралли-Торцов остался довольно заметной фигурой.
Родился Алексей Михайлович в 1862 году в семье Михаила Дмитриевича Каралли и его жены Юлии Игнатьевны, урожденной Музиль. В немногочисленных публикациях без всяких ссылок на официальные источники утверждается, что Михаил Дмитриевич был греческим консулом в Москве. Возможно, это и так, но на сайте посольства Греции в России, где дан полный список греческих послов и временных поверенных начиная с 1834 года, фамилия Каралли не упоминается, как нет и каких-либо сведений о деятельности московского консульства в тот период, когда посольство находилось в Санкт-Петербурге.
А вот о семье Юлии Игнатьевны известно многое. Её дед, чех по национальности, переселился в Россию из Германии. Он был актёром, выступал в амплуа комика-резонёра. Его сын Игнатий Музиль, видимо, единственный из всей семьи, пошёл по торговой линии, стал купцом, в 1846 году получил звание «Личный почётный гражданин города Москвы». Зато уже его сын Николай Игнатьевич Музиль (1839-1906) пошёл в дедушку, став одним из ведущих актеров Императорского Малого театра, на сцене которого выступал с 1865 года до самой кончины. Чем занималась его сестра Юлия Игнатьевна после замужества – неизвестно, по всей видимости – воспитанием сыновей, которых у неё было трое – Михаил, Дмитрий и Алексей, родившийся за три года до того, как Николая Игнатьевича приняли в Малый театр.
Алексей Михайлович своего прадеда-актёра не застал, потому осмелимся предположить, что с театром он познакомился через дядю, вся семья которого была связана с Малым театром. Женился дядя довольно поздно – жены Варвары Петровны (1853-1927) он был старше на 14 лет. Она была дочерью актрисы Малого театра Варвары Васильевны Бороздиной (1828-1866) и машиниста сцены Большого театра Пьера Пино (1811-1855) – француза, волею судьбы оказавшегося в России, да так здесь и прижившегося. Придуманные им сценические машины и приспособления потом ещё много лет использовались в спектаклях Большого театра. Все дети Николая Игнатьевича и Варвары Петровны – Варвара (1871-1963), Елена (1871-1961), Надежда (1880-1952) и Николай – стали актерами, все, кроме Надежды, служили в Малом театре. Надежда Николаевна играла в Театре Корша, а затем в Театре Суворина в Петербурге, снималась в кино, получила звание «Заслуженный артист РСФСР». Ленинградцем стал и её сын Александр Александрович Музиль (1908-1994), более пятидесяти лет (с 1930 по 1987) прослуживший режиссером в театре имени А.С. Пушкина (бывш. Александринском). А наибольшей известности из кузин Алексея Михайловича добилась старшая – Варвара Николаевна Рыжова: в 1933 году она стала народной артисткой РСФСР, в 1937 – народной артисткой СССР, была награждена двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, в 1943 году стала Лауреатом Сталинской премии 1-й степени — за выдающиеся достижения в области театрально-драматического искусства. В Малом театре служили и муж Варвары Николаевны – Иван Андреевич Рыжов (1866-1932), и сын народный артист СССР Николай Иванович Рыжов (1900-1986), и внучка Татьяна Николаевна Рыжова (1941-2012).
Мы, конечно, несколько отвлеклись тут от самого Алексея Михайловича Каралли, но, думается, все эти подробности имеют значение для понимания его биографии. По крайней мере, если бы вдруг выяснилось, что в детстве Алёша Каралли, подолгу живший в семье дяди Николая Игнатьевича, сидел на коленях у Островского, а Машенька Ермолова – приятельница и одноклассница его тётки Варвары Петровны – кормила его на каком-нибудь домашнем празднике конфектами, в этом не было бы ничего удивительного. Но, как говорится, чего не знаем, того утверждать не будем.
Продюсированием театральных постановок Алексей Каралли начал заниматься с молодости. Сохранилось его прошение московскому генерал-губернатору князю Владимиру Андреевичу Долгорукову от 2 апреля 1883 года, в котором он, «желая дать три драматических представления с печатными афишами и публичной продажей билетов в театре при доме г. Немчинова», покорнейше просил «дать разрешение на устройство таковых». Так что к тому моменту, когда Каралли-Торцов впервые арендовал ярославский театр, его антрепренерский стаж составлял почти 15 лет.
А вот история женитьбы Алексея Михайловича на актрисе Ольге Николаевне Крушенковой, взявшей себе сценический псевдоним Ольгина, остается загадкой. Считается, что они поженились в 1888 году, через два года после кончины Михаила Дмитриевича Каралли. В 1889 году у них родилась дочь Вера. Тут всё логично. Но что совершенно непонятно: при крещении младенца в Ильинской церкви села Черкизова Московского уезда в метрической книге записали буквально следующее: «1889 года июля 27 числа родилась незаконно Вера, крещена августа 9 числа, родительница её, не пожелавшая объявить своего звания, имени, отчества и фамилии, православного вероисповедания». Воспреемниками (крестными родителями) младенца были греческий подданный Дмитрий Михайлович Каралли (брат Алексея Михайловича) и жена дворянина Елизавета Александровна Шиловская. Далее Вера жила у Алексея Михайловича и Ольги Николаевны в качестве воспитанницы, «родившейся от неизвестной матери» (так значилось в документах), и только в 1902 году Алексей Михайлович подал прошение в Московский окружной суд с просьбой «об усыновлении несовершеннолетней Веры с предоставлением ей фамилии “Каралли” и отчества “Алексеевна”».
С 1900 года Каралли-Торцов, завершив третий сезон в Ярославле, снял театр в Оренбурге. С ним была в это время Вера или жила у московских родственников – история умалчивает.
В 1902 году Веру Каралли приняли в театральное училище в Москве. И тут её артистическая карьера сразу могла и закончиться: на уроках гимнастики у неё появились острые боли в позвоночнике. Занятия пришлось прекратить на полгода. После усиленного лечения и специальных упражнений Вера смогла восстановиться и вернулась в училище, теперь — на хореографическое отделение. На вступительных испытаниях её увидел известный танцор и балетмейстер Александр Горский. Он сразу же разглядел талант юной абитуриентки и взял её под свою особую опеку.
Каралли-Торцов с Ольгой Николаевной тем временем успели вернуться в Ярославль, потом опять уехали на Урал.
А 17-летнюю Веру в 1906 году, сразу после окончания училища, очевидно, по рекомендации Горского, приняли в Большой театр и вскоре назначили корифейкой (танцовщицей кордебалета, занимающей первые места в группе танцующих), а чуть позже доверили главную партию в «Лебедином озере». Много позже Вера вспоминала: «Мой дебют состоялся при переполненном зале и обернулся сногсшибательным успехом. Теляковский и Горский были бледны как смерть от волнения и страха,… а после адажио во втором акте, когда публика, поднявшись на ноги, разразилась оглушительными рукоплесканиями, оба, по древнему русскому обычаю, перекрестились».
Далее последовали первые партии в балетах «Дочь Фараона», «Жизель», «Баядерка», «Дон Кихот», «Тщетная предосторожность», «Раймонда». Когда Вера исполнила миниатюру «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса, одна из газет писала: «Вера Каралли наделена редким обаянием, простотой и привлекательностью. Ее фигура гибка и пропорциональна, линии ее тела полны изящества, а движения непередаваемой красоты. Ее талант одухотворяет весь ее танец. Если продолжить аналогию с ее партией лебедя, то придется признать, что Анна Павлова на ее фоне выглядит просто миловидной чайкой».
В 1908 году произошла неизбежная встреча Веры с премьером Большого театра Леонидом Собиновым. И вполне понятно, что 36 летний знаменитый тенор не мог не влюбиться в юную балерину. К тому времени Собинов уже развелся со своей первой женой, завершался и его роман с актрисой Малого театра Лизой Садовской. Вера ответила Собинову взаимностью, без всяких формальностей на правах жены переехала в его квартиру, ставила ему компрессы и порой сопровождала на гастроли.
А в 1909 году они вместе поехали в Париж: Вера танцевала в составе «Русского балета» Сергея Дягилева, Собинов выступал с концертами в Лондоне, Берлине, Париже, репетировал партию Ромео. Успех «Русского балета» и Веры Каралли был оглушительным. Парижская газета Figaro писала: «Самая юная звезда московской сцены, Вера Каралли с самого начала показала себя как одна из ведущих балерин современности. Она объединяет в себе несравнимое техническое мастерство и невероятную природную грацию. Кажется, ей подвластны самые сложные па. Её пируэты словно наполнены волнующей истомой. Она источает совершенное целомудрие. Ее танец — элегия». В том, что Веру к её успеху приревнуют в труппе Дягилева, можно было не сомневаться. Но, как говорят, её триумф задел и Собинова. А тут ещё Вера забеременела. И знаменитый тенор повёл себя, как… Ну, вы поняли. В Италии Вере сделали аборт, после чего выяснилось, что детей у неё больше не будет. Расставание с Собиновым сделалось неизбежным.
Вера вернулась на родину, продолжала выступать в Большом театре. Алексей Михайлович и Ольга Николаевна вновь работали в Ярославле. Но в 1914 году Каралли-Торцов не смог продлить договор на аренду Волковского театра и переехал в Таганрог.
В России в эти годы бурно развивался синематограф. Вера познакомилась с Чардыниным, Бауэром, Мозжухиным. С 1914 года начала сниматься, мгновенно став звездой экрана. Она дебютировала как актриса в картине Чардынина «Ты помнишь ли?». Затем были фильмы «Хризантемы», «После смерти», «Наташа Ростова», «Любовь статского советника», «Возмездие», «Умирающий лебедь». Начавшаяся война не помешала ни её успеху, ни бурной светской жизни. В 1915 году у Веры начался роман с великим князем Дмитрием Павловичем – кузеном Императора. В ночь на 17 декабря 1916 года вместе с ним она находилась во дворце Феликса Юсупова, где было совершено убийство Григория Распутина. Её роль, как и роль Дмитрия Павловича в этом убийстве не выяснены.
После революции Алексей Михайлович, Ольга Николаевна и Вера Алексеевна Каралли уехали за границу.
Каралли-Торцов с женой жили в Ницце. После кончины в 1928 году Ольги Николаевны Алексей Михайлович переехал в Париж. В 1930 поставил в Русском интимном театре Д. Н. Кировой в Париже спектакли «Старообрядка» И. Барышева, «Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана, «Бесприданница» А.Н. Островского — эти же самые пьесы он ставил когда-то и в Ярославле.
Вера жила в Литве, Румынии, Франции, Австрии. В 1942 году вышла замуж за Бориса Александровича Шишкина, в Гражданскую войну воевавшего против красных в составе Вооруженных сил Юга России. С 1956 года обосновалась в Вене, где давала уроки балетного мастерства. В начале 1970-х подала прошение с просьбой вернуться на родину, 1 ноября 1972 года получила советский паспорт, но воспользоваться им не успела — через две недели её не стало.
Андрей Григорьев
(фрагмент из книги А. Григорьева "Первый театр России: действующие лица и исполнители. 1900-2025".
Ярославль: Академия 76, 2025. - С. 178-180)
Репертуар Волковского театра (антрепризы А.М. Каралли-Торцова):
Сезон 1897-1898 гг. (неполные данные)
03.10 «В чужом похмелье» А.Н. Островского
10.10 «Светит да не греет» А.Н. Островского / «Волшебный вальс» (шутка)
14.10 «Злая яма» К. Фоломеева
17.10 «Без вины виноватые» А.Н. Островского / «Простушка и воспитанная» (водевиль)
02.11 «Испанский дворянин (Дон Сезар де Базан) » Филиппа Дюмануара и Адольфа д’Эннери (с фр.) / «Ямщики, или Как гуляет староста Семен Иванович» П. Григорьева (водевиль)
06.11 Бенефис артистки М.М. Писаревой. «С левой руки» С. Райского (К.А. Тарновского) / «Зеленый остров» Шарля Лекока (опера-буфф)
14.11 «В старые годы» И. Шпажинского / «Дорогой поцелуй» (шутка)
16.11 «Елка» В. Немировича-Данченко / «На маневрах» (шутка)
28.11 «Горькая судьбина» А. Писемского / «Голь на выдумку хитра» (водевиль)
02.12 Бенефис антрепренера труппы А.М. Каралли-Торцова. «Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева / «Званный вечер с итальянцами» (оперетка, музыка Оффенбаха)
09.12 «Бой бабочек» Г. Зудермана / «И ночь… И луна…И любовь…» (шутка)
11.12 Бенефис артиста Д.П. Дара-Владимирова. «Новое дело» В. Немировича-Данченко / «Запорожец за Дунаем» (опера Семёна Гулака-Артемовского)
19.12 «Степной богатырь» И. Салова / «Гамлет Сидорыч и Офелия Кузьминишна» (оперетка-водевиль)
30.12 «Джентельмен» А. Сумбатова / «Волшебный вальс» (водевиль)
02.01 «За монастырской стеной (Сестра Тереза)» Луиджи Камолетти, перевод с ит. Н.С. Курочкина / «Женское любопытство» (водевиль)
04.01 «Смерть Ляпунова» С. Гедеонова / «И ночь… И луна…И любовь…» (шутка)
04.01 «Борцы» М.И. Чайковского / «Гамлет Сидорыч и Офелия Кузьминишна» (оперетка-водевиль)
18.01 «Нежданный гость (Жак Дамур)» Леона Энника (переделка из рассказа Э. Золя) / «Запрещенный плод» (водевиль)
22.01 Бенефис артистки О.Н. Ольгиной. «Трильби» Г. Ге / «Русские песни в лицах» (водевиль)
27.01 Бенефис кассирши театра С.А. Сущевской. «В неравной борьбе» В. Александрова / «Русские песни в лицах»
01.02 «Новое дело» В. Немировича-Данченко / «Волшебный вальс» (водевиль)
09.02 Бенефис дирижера Ф.Э. Фурмана. Концертное отделение / «Пашенька» (шутка)
12.02 Бенефис антрепренера труппы А.М. Каралли-Торцова. «Ревизор» Н.В. Гоголя
13.02 Бенефис суфлера С.Н. Петрова. «Трильби» Г. Ге
15.02 ЗАКРЫТИЕ СЕЗОНА. «Жених из долгового отделения» И. Чернышева (в 1 д.) / «Чародейка (Нижегородское предание)» И. Шпажинского / «Гувернер» В. Дьяченко / «Чашка чаю» (шутка) / «И ночь… И луна…И любовь…» (шутка)
Сезон 1898-1899 гг.
27.09 «Теща в дом – все вверх дном»
29.09 «Накануне золотой свадьбы»
01.10 «Первая муха» (комедия-шутка) / «В своем халате, да в
чужой палате» (невероятное происшествие)
02.10 «Горе от ума» А.С. Грибоедова / «Женское любопытство»
04.10 «Буря» В. Шекспира / «Ревнивица» - 4 октября 1898 г.
06.10 «Родина» Германа Зудермана / «На хлеб и на воду»
(водевиль)
08.10 «Цепи (Прошлое)» А. Сумбатова / «И ночь, и луна, и
любовь! …»
09.10 «Гусь лапчатый» / «Простушка и воспитанная»
11.10 «Общество поощрения скуки» / «От преступления к
преступлению»
13.10 «Контролер спальных вагонов» (комедия, в первый раз) /
«Горящие письма» (комедия) / «И ночь… И луна…И любовь…» (шутка)
15.10 «Право любить» / «Что такое любовь»
16.10 «Блуждающие огни» / «На хлеб и на воду»
18.10 «Контролер спальных вагонов» (комедия) / «Победителей
не судят» (комедия) / «Что такое любовь?» (оперетка)
21.10 «Ложь» / «Волшебный вальс»
21.10 «Волшебная сказка» / «Голь на выдумку хитра»
23.10 «Теща» / «Дорогой поцелуй»
25.10 «Грешница» / «После спектакля» (шутка)
27.10 «Полусвет» А. Дюма / «Слабая струна»
29.10 «Расплата» / «Русские песни в лицах» (оперетка)
30.10 «Невольницы» А.Н. Островского / «Гамлет Сидорович и
Офелия Кузминична» (оперетка)
01.11 «Трильби» Г. Ге
03.11 «Муравейник» / «Женское любопытство»
05.11 Бенефис Донской. «Светящийся жучок» / «Зеленый
островок»
06.11 «Иудушка» Н.Н. Куликова (комедия по повести «Господа
Головлевы» Н. Щедрина) / «Волшебный вальс»
(шутка)
08.11 «Безчестные» / «Контролер спальных вагонов»
10.11 «Две судьбы» / «Русские песни в лицах» (оперетка)
12.11 Бенефис Л.Н. Колобова «Забубенная головушка» / «Птички
певчие»
13.11 «Бесприданница» А.Н. Островского / Дивертисмент
15.11 «За монастырской стеной» / «Зеленый островок»
17.11 Бенефис М.Н. Мариной. «Дочь короля Рене» / «Бракоразводные
сюрпризы» / «Любовное зелье или цирюльник стихотворец»
19.11 «Родина» / «И ночь, и луна, и любовь…»
21.11 «Дочь короля Рене» / «Контролер спальных вагонов»
22.11 «Две судьбы» / «Птички певчие»
24.11 «Измаил» М.Н. Бухарина
27.11 «Сердце не камень» А.Н. Островского / «Дорогой
поцелуй» (водевиль)
01.12 «Джентльмен» А. Сумбатова / «Перед свадьбой» (оперетка)
03.12 Бенефис А.И. Араповой. «Преступница» / «Запрещенный
плод»
04.12 «Чужие» / «Слабая струна»
08.12 «В чужом пиру похмелье» А.Н. Островского /
«Заколдованный принц или переселение душ»
10.12 Бенефис Н.В. Михаленко. «Старый закал» А. Сумбатова /
«Демон» (опера А. Рубинштейна)
13.12 «Сплетня» / «Княгиня Капучидзе» (фарс)
15.12 «Потонувший колокол»
16.12 «Две судьбы» / «Дорогой поцелуй»
17.12 Бенефис Е.А. Волгиной-Покровской. «Мария Стюарт» Ф. Шиллера
/ «Затейница»
18.12 «Ложь» / «Теща в дом – всё вверх дном»
20.12 «Сердце не камень» А.Н. островского (в пользу инвалидов)
27.12 «Два подростка»
31.12 «Контролер спальных вагонов» (комедия-шутка)
01.01 «Борцы» М.И. Чайковского
/ «Запрещенный плод» (фарс-оперетка)
04.01 Бенефис директора театра
А.М. Каралли-Торцова. «Парижские нищие» / «Школьная пара» (картинка с натуры)
06.01 «Материнская любовь, или
Фальшивомонетчик» / «Волшебный вальс»
08.01 «Гроза» А.Н. Островского
/ «Перед свадьбой»
10.01 Выдающаяся новинка
сезона волшебная сказка-драма «Потонувший колокол», в
заключение – «Дивертисмент»
12.01 «Ошибки молодости»
14.01 Бенефис кассирши театра
С.А. Сущевской. Комедия «С левой руки», в заключение – Большое концертное
отделение
15.01 «Майорша» / «Что такое
любовь»
19.01 В 1-й раз комедия В.И.
Немировича-Данченко «Золото», в заключение – водевиль «Тайна женщины»
21.01 В бенефис Ф.К. Вольского.
«Жизнь» / «Угнетенная невинность» (водевиль)
22.01 «В родственных объятиях»
/ «Тайна женщины» (водевиль)
26.01 В 1-й раз драма Виктора
Сарду «Граф де Ризор»
28.01 Бенефис М.М.
Михайловича-Дольского. «Иванов» А.П. Чехова
29.01 «Мария Стюарт» Ф. Шиллера
/ «Угнетенная невинность» (водевиль)
04.02 Бенефис К.Е. Большакова.
«Отжитое время (Дело)» А.В. Сухово-Кобылина
05.02 «Бедность не порок» А.Н.
Островского / «Зеленый остров» (оперетка, муз. Шарля Лекока)
07.02 «Воровка детей»
09.02 Бенефис управляющего
театром П.И. Черникова. Большое художественно-мистическое представление Натана
Шварца
12.02 «Отжитое время» Сухово-Кобылина
/ «Голь на выдумку хитра» (водевиль)
14.02 «Генеральша Майорша»
16.02 Бенефис дирижера театра
Ф.Э. Фурмана. «Меблированные комнаты» (шутка) / Большое концертное отделение
18.02 Бенефис О.Н. Ольгиной. Драма А.Дюма (сына) «Как поживешь, так и
прослывешь (Дама с камелиями)» / «Прелестная незнакомка» (шутка)
19.02 Драма А.Н. Островского
«Грех да беда на кого не живет» (последний общедоступный спектакль по уменьшенным
ценам, часть сбора поступает на сооружение памятника А.Н.Островского), в
заключение – водевиль «Слабая струна»
21.02 Бенефис Н.А. Мазурова. Драма
«Невинно осужденный» / «Дивертисмент»
22.02 Бенефис Ф.К. Вольского. «На
жизненном пиру» / «Помолвка в галерной гавани»
23.02 Драма «За монастырской стеной
(Сестра Тереза)» Луиджи Камолетти, перевод с ит. Н.С. Курочкина
23.02 Бенефис А.А. Тарасова. «Измаил»
25.02 Бенефис антрепренера
театра А.М. Каралли-Торцова. Комедия И. Салова «Дармоедка» / комедия «Чашка
чаю»
26.02 «Парижские нищие» / «Дивертисмент»
27.02 Бенефис суфлера С.П.
Петрова. «В 12-м году разгромлен»
28.02 ЗАКРЫТИЕ СЕЗОНА. «Мария
Стюарт» (3 акт) / «Измаил» (2 акт) / «В родственных объятиях» (2 акт) /
«Помолвка» / «И ночь… И луна…И любовь…»
Сезон 1899 - 1900 гг.
29.09. ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА. «Татьяна Репина» А. Суворина
01.10. «Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма // «Прежде скончались, а потом повенчались» (вод.)
03.10. «Нищие духом» // «После думского заседания» (вод.)
05.10. «Извозчик Геншель» Г. Гауптмана
07.10. «Девятый вал» Смирнова // «Сама себя раба бьёт…»
08.10. «Светит, да не греет» Н.А. Островского и Н.Я. Соловьёва // «Я большая»
10.10. «Мученица» А. де Эннери и Э. Тарбе // «По публикации»
12.10. «Отравленная совесть» А. Амфитеатрова // «Откликнулось сердечко»
14.10. «Ева» Рихарда Фосса (пер. Д. Мансфельда)
15.10. «Доходное место» А.Н. Островского
17.10. «Тайна» // «Ворона в павлиньих перьях» (фарс)
19.10. «Сафо» Альфонса Доде
21.10. «Расточитель» Н.С. Лескова
26.10. «Нора» Г. Ибсена // «Говорящий немой» Билибина (фарс)
28.10. Бенефис Вольского. «Казнь» Н. Ге // «Тёща в дом…» (водевиль)
29.10. «Последняя жертва» А.Н. Островского // «Жена напрокат»
31.10. «Роковой шаг» Ф. Кареева // «Заколдованный принц»
04.11. Бенефис Кварталовой. «Гибель Содома» Г. Зудермана
07.11. «Маскарад» М.Ю. Лермонтова // «Дорогой поцелуй» (вод.)
09.11. «Дядя Ваня» А.П. Чехова // «Я большая» (фарс)
11.11. Бенефис К.К. Маврина. «Гамлет» В. Шекспира
15.11. «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого
19.11. «Поздняя любовь» А.Н. Островского
22.11. «Говорящий немой» Билибина (фарс) // «Я большая» (фарс)
Дневной благотворительный спектакль для учащихся городских начальных школ и рядовых
солдат местных войск
23.11. «Старые счёты» А. Грешнера // «Виц-мундир»
25.11. Бенефис С.С. Головина (в честь 20-летия службы на провинциальной сцене)
«Белый конь» (фарс, 3 д.) // «Домашний стол» (фарс, 3 д.)
30.11. «Арсений Гуров» Василия Михеева
02.12. Бенефис Решимовой. «Коварство и любовь» Ф. Шиллера
03.12. «Без вины виноватые» А.Н. Островского
06.12. «Измаил» М.Н. Бухарина
07.12. «Закат» А. Сумбатова
09.12. Бенефис Анненской. «Красный цветок» драм. Этюд И. Щеглова по рассказу В. Гаршина (1 д.) //
«Мадам Сен-Жен» В. Сарду и Э. Моро
10.12. «Домашний стол» И. Мясницкого // «Красный цветок»
14.12. «Злоба дня» Н.А. Потехина // «Дорогой поцелуй»
В пользу Ярославского общества помощи частному служебному труду
16.12. Бенефис А. Каралли-Торцова. «Горе-злосчастие» В. Крылова // «Ночное» (сцена)
19.12. «Серафима Лафайль, или Живая покойница» (с фр.)
21.12. «Адриена Лекуврер» Эжена Скриба
27.12, утро. «Две сиротки» А. Деннери
27.12, вечер. «Разбойники» Ф. Шиллера // «После думского заседания» (вод., 1 д.)
30.12. «Мадам Сен-Жен» В. Сарду и Э. Моро // «Из-за мышонка» Армана Розо (1 д.)
31.12. «Белый конь» Блюменталя и Кадельберга // Дивертисмент
03.01. «Красный цветок» драм. Этюд И. Щеглова по рассказу В. Гаршина (1 д.) //
«Ложа № 6 (Масоны)» Карла Кауфса и Курта Краатуа // «Ночное» Стаховича (летняя сцена в 1 д.)
04.01. Бенефис К.Е. Большакова. «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина //
«От преступления к преступлению» В. Крылова (3 д.)
06.01 утро. «Ревизор» Н.В. Гоголя
06.01 вечер. «Судебная ошибка (Убийство в деревне Мортон)» Ад. д'Эннери и Эж. Кормона
11.01. «Родственные души» И. Шпажинского // «Задача № 1371»
13.01. «Гувернер» Якоба Ленца
14.01. Бенефис Асенковой. «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого, переделка Львова
16.01. «Потонувший колокол» Г. Гауптмана
18.01. «От судьбы не уйдёшь» В. Лангаммера
20.01. «Девичий переполох» В. Крылова // «Невпопад» (водевиль)
25.01. «Честный малый» (шутка) // «Семейная революция» (вод.) // концерт
27.01. «Вечер в Сорренто» И.С. Тургенева // «Золотая Ева» // «Бедовая бабушка»
28.01. «Уриэль Акоста» К. Гуцкова
30.01. «Новый мир» Баретта по роману Г. Сенкевича "Камо грядеши"
03.02. Бенефис Ольгиной. «Заза» Пьера Бертона и Шарля Симона
08.02. «Одинокие люди» Г. Гауптмана
12.02. Бенефис Н.Н. Нелюбова. «Сын императора» Делавиня
14.02. Бенефис Н.А. Мазурова. «Нора» Г. Ибсена // «Кто в лес, кто по дрова» (фарс)
15.02. Бенефис Ф.К. Вольского. «Гражданская смерть» Джакометти (пер. А.Н. Островского)
16.02. Бенефис А. Каралли-Торцова. «Милая опечатка» Щеголева (1 д.) // «На законном основании»
Тарновского (ком. в 3 д.) // «Геркулес» (фарс в 1 д.)
20.02. ЗАКРЫТИЕ СЕЗОНА: «Ревизор» (3-й акт), «Адриена Лекуврер» (5 акт), «Новы мир» (5 акт), «Гувернер» (комедия, 1 д.), «Бедовая бабушка» (1 д.)
СЕЗОН 1903-1904 гг.
«Соколы и вороны» Александра Сумбатова
«Комета» В.О. Трахтенберга
«Плоды просвещения» Л.Н. Толстого (26.10)
«Лишенный прав» Игнатия Потапенко
«Светит да не греет» А.Н. Островского
«Мраморная вдова» Павла Иванова (сюжет заимствован из повести К.М. Станюковича "Пассажирка")
«Люди» И.С. Платона (Иван Сергеевич)
«Да здравствует жизнь!» Германа Зудермана, пер. Льва Жданова
«Дармоедка» Ильи Салова
«Драма у телефона» Шарля Фале и Андре де Лорда, пер. Николая Арбенина
«Лиса Патрикеевна» (сказка)
«Лиза Ракитина» Елизаветы Шабельской
«Вопрос» А.С. Суворина
«Измаил» Михаила Бухарина
«Заза» Пьера Бертона и Шарля Симона, пер. Ф. Латернера
«Парижская драма» Эрнеста Додэ, пер. с фр. В.М. Соблина
«Огни Ивановой ночи» Германа Зудермана
«От преступления к преступлению» Викторьена Сарду. Переделка с фр. В.А. Крылова и А.Н. Плещеева (комедия-шутка в 3 д.)
«Власть денег» Октава Мирбо, пер. А.П. Бурд-Восходова
«Трильби» Григория Ге
«Горе-злосчастие» Виктора Крылова
«Матери» Василия Михеева (5.11)
«Под колесом» Льва Жданова
«Воровка детей» Эжена Гранже. Пер. с фр. Ф.А. Бурдина
«Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя
«Педагоги» Отто Эрнста
«Снегурочка» А.Н. Островского
«Фрина» Роберто Кастельвекьо (пер. с итал.)
«Старый закал» Александра Сумбатова
«Два подростка» Пьера Декурселя. Пер. с фр. Ф.А. Корша
«Варфоломеевская ночь» Альберта Линнера
«Пётр Великий» Виктора Крылова
«Волки и овцы» А.Н. Островского
«Маргарита Готье» по роману Александра Дюма-сына «Дама с камелиями»
«Три сестры» А.П. Чехова
«Вне жизни» Марии Крестовской
«Бедная невеста» А.Н. Островского
«Кин» Александра Дюма
«Тайна» Н. Николаева (Николая Куликова)
«Девичий переполох» Виктора Крылова (комедия в 4 д. из времен XVII-го столетия)
«Воевода (Сон на Волге)» А.Н. Островского
«Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого
«Парижские нищие» Эдуара Бризбара (пер. с фр.)
«Бедность не порок» А.Н. Островского
«Последнее сокровище» Василия Михеева (03.01)
«С левой руки» С. Райского (Константина Тарновского) (03.01)
«Спорный вопрос» Владимира Александрова (04.01)
«Разбойники» Фридриха Шиллера (06.01)
«Флория Тоска» Викторьена Сарду (09.01)
«Арказановы» Александра Сумбатова (11.01)
«Первая муха» Виктора Крылова (13.01, бенефис капельмейстера Ф.Э. Фурмана)
«Жидовка, или Казнь огнём» Александра Максимова (15.01, юбилей театральной деятельности С.А. Алексина)
«Губернская Клеопатра» Владимира Туношенского (18.01)
«Ревнивый муж и храбрый любовник» Э. Бризбарра и М. Мишеля. Пер. с фр.Н. Сабурова. Шутка в 1 д. (18.01)
«Отелло» В. Шекспира (22.01, бенефис И.И. Поплавского)
«Генеральша Матрена» Н. Северина и В. Крылова (25.01)
«Дочь русского актера» Петра Григорьева. Шутка в 1 д. (25.01)
«Вокруг света в 80 дней» по роману Жюля Верна, пер. В.В. Танеева (27.01, бенефис декоратора Г. Мартемьянова)
«Честь» Г. Зудермана (29.01, бенефис С.М. Михайлова)
«Горе от ума» А.С. Грибоедова (30.01, к 75-летию смерти А.С. Грибоедова)
«Падшие» В.В. Протопопова (02.02)
«Измена» Александра Сумбатова (03.02, бенефис А.А. Тарасова)
«Казнь» Григория Ге (04.02, бенефис А.М. Каралли-Торцова)
Сезон завершился 8 февраля спектаклем «Измена» Александра Сумбатова
СЕЗОН 1912-1913 гг.
21.09. «Джентльмен» Александра Сумбатова
22.09. «Живой товар» Константина Острожского (Гогеля)
23.09 (утро). «Кин» Александра Дюма (пер. с фр.)
23.09 (вечер) «Новая жизнь» Игнатия Потапенко
25.09. «Скандал» Анри Батайля (пер. с фр. М. Потапенко)
29.09. «За далеким океаном» Якова Гордина
30.09 (утро). «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского
30.09 (вечер). «В год славы» Андрея Смолдовского
04.10. «Счастливая женщина» Татьяны Щепкиной-Куперник
06.10. «Мирра Эфрос» Якова Гордина
09.10. «Пески сыпучие» Сергея Гарина
10.10. «Бесприданница» А.Н. Островского
14.10. «Гусарская лихорадка» Густава Кадельбурга (Пер. с нем. И.Г. Ярона и Л.Л. Пальмского)
17.10. «На станции Забытой» Андрея Смолдовского
18.10. «Измаил» Михаила Бухарина
22.10. «Анна Каренина» по роману Л.Н. Толстого
24.10. «Потонувший колокол» Герхарта Гауптмана (пер. с нем. В. Дунаева)
25.10. «Боевые товарищи» Елизаветы Билы и Александра Тарского (Стойкина)
30.10. «Чайка» А.П. Чехова
01.11. «Волки и овцы» А.Н. Островского
04.11. «Новый мир» И. Баретта (пер. с фр. А.С. Суворина)
07.11. «Власть тьмы» Л.Н. Толстого
10.11. «Арказановы» Александра Сумбатова
11.11. «Золотая клетка» Константина Острожского (Гогеля)
13.11. «Дядя Ваня» А.П. Чехова
15.11. «Лес» А.Н. Островского
16.11. «Первая муха» Виктора Крылова
17.11. «Мнимый больной» Ж.-Б. Мольера (пер. с фр.)
18.11. «Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н. Островского
21.11 (утро). «Недоросль» Д.И. Фонвизина
21.11 (вечер). «Ради счастья» Станислава Пшибышевского (пер. с пол. Е. и И. Леонтьевых.) и «Заколдованный принц, или Переселение душ» Николая Куликова
22.11. «Змейка». Оперетта Виктора Рышкова (муз. Вильгельма Шпачека)
24.11. «Честь» Германа Зудерманна (пер. с нем. Виктора Крылова)
27.11. «Обрыв» по роману И.А. Гончарова (переделка Евдокимова)
29.11. «Без вины виноватые» А.Н. Островского
30.11. «Обыватели» Виктора Рышкова и «Чашка чая» (переделка с фр. Марии де Вальден)
04.12. «Отелло» В. Шекспира (пер. Петра Вейнберга)
06.12. «Казнь» Григория Ге
09.12 (утро). «Женитьба» Н.В. Гоголя и «Шашки» Николая Тимковского (шутка в 1 д.)
09.12 (вечер). «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого
11.12. «Наполеон и Жозефина» Германа Бара (пер. с нем. Осипа Дымова и М.А. Вит)
13.12. «Подросток (Ошибки сердца)» Пьера Вебера и Анри де-Горса (пер. с фр. Наталии Будкевич)
16.12 (утро). «Две сиротки» Адольфа Деннери и Э. Кормона (пер. П.И. Юркевича)
16.12 (вечер). «Братья из Франкфурта» Карла Ресслера (пер. Е. Бабецкого)
18.12. «Профессор Сторицын» Л.Н. Андреева
20.12. «Натали Пушкина» Владимира Боцяновского
26.12 (утро). «Приключения королевича Ладо и его верного слуги шута Барбо» Надежды Кригер-Богдановской (ёлка в фойэ)
27.12. «Царица Тамара» Николая Самойло
28.12. «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого
31.12. «Хорошо сшитый фрак» Габора Дрегели (пер. с нем. Федоровича). По окончании – маскарад в фойэ до 3 часов ночи
01.01 (утро). «Хижина дяди Тома» по роману Гарриэт Бичер-Стоу
04.01. «Разбойники» Ф. Шиллера (пер. с нем. Н. Голованова)
06.01 (утро). «Дочь морского царя (Золотая рыбка)» на сюжет А.С. Пушкина, обработка Павла Соколова-Жамсон
06.01 (вечер). «История одного брака» Владимира Александрова
08.01. «Дама из Торжка» Юрия Беляева (бенефис М. Мариной)
12.01. «Екатерина Ивановна» Леонида Андреева
13.01. «Старый закал» Александра Сумбатова
15.01. «Борис Годунов» А.С. Пушкина
17.01. «Три сестры» А.П. Чехова
20.01. «Изнанка жизни» Надежды Лухмановой
22.01. «Злоба дня» Ник. Потехина (бенефис Большакова)
24.01. «Родина» Германа Зудермана (бенефис Н.Е. Базановой при участии артистки императорских театров А.А. Яблочкиной)
27.01. «Дворянское гнездо» по роману И.С. Тургенева (переделка Н.И. Собольщикова-Самарина)
29.01. «Фея кукол» Леонида Мунштейна // «Золотая Ева» Франца фон Шентана
02.02. «Кухня ведьмы» Григория Ге
03.02. «Измена» Александра Сумбатова
05.02. «Освобождение человека (Пан)» по роману А. Бруна, перед. с разреш. авт. И. Неведомовым (бенефис А.С. Любош)
09.02. «Гамлет» В. Шекспира (перевод Н. Полевого)
10.02. «Смерть и жизнь (Мученица)» Жана Ришпена (Из времен первых гонений на христиан в Риме). Пер. Н.Н. Тамарина
12.02. «Волчиха» П. Засодимского (бенефис О.Н. Ольгиной
17.02. «Горе-злосчастие» В. Крылова (бенефис А.М. Каралли-Торцова)
18.02. Бал-кабарэ: «Мадемуазель Фифи» по рассказу Ги де Мопассана, «Гоголь в Ярославле» Симона Сабурова, «Дон Фернандо» Педро Кальдерона.
19.02. «Было да прошло» О. Новицкого и В. Радиславского (бенефис Л.В. Людвигова)
21.02. «Избрание на царство Михаила Федоровича Романова» Степана Шатова
22.02, утро. «Спящая царевна, или Семь карликов» (сказка)
22.02, вечер. «Распродажа жизни» Николая Смурского
Сезон завершился 24 февраля, в воскресенье, двумя спектаклями: утром был поставлен "Гамлет", вечером – "Измена" А. Сумбатова.
СЕЗОН 1913-1914 гг.
20.09. «Женитьба Белугина» А.Н. Островского
21.09. «Балерина» Марко Прага (пер. с итал. Л.В. Собинова)
22.09. «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера
23.09. «Привидения» Генрика Ибсена
24.09. «Спаситель (Бесчестье)» Феликса Филиппи (пер. Веры Шмидт)
25.09. «Жулик» Игнатия Потапенко
26.09. «Холостяк» И.С. Тургенева
27.09. «Дикарка» А.Н. Островского
28.09. «Царь Эдип» Софокла (пер. Н. Ж.). Режиссер П.Д. Муромцев
29.09. «Дети Ванюшина» Сергея Найдёнова
01.10. «Старческая любовь (Старообрядка)» И. Барышева
04.10. «Строители жизни» Ф.Н. Фальковского. Режиссер И.Н. Неведомов (Перестиани)
05.10. «Уриэль Акоста» Карла Гуцкова (пер. с нем.)
06.10. «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера (пер. с фр. Лихачева)
08.10. «Принцесса Турандот» Карло Гоцци (пер.с итал. Вознесенского). Режиссер И.Н. Неведомов
10.10. «Гибель Содома» Германа Зудермана (пер. с нем.)
12.10. «Орлёнок» Эдмона Ростана (пер. Т.Л. Щепкиной-Куперник). Режиссер И.Н. Неведомов
15.10. «Камо грядеши» по роману Г. Сенкевича (переделка Н.И. Собольщикова-Самарина)
16.10. «За монастырской стеной (Сестра Тереза)» Луиджи Камолетти (пер. с ит. Н.С. Курочкина)
17.10. «Маленькая шоколадница» Поля Гаво (пер. с фр. С. Федоровича)
19.10. «Голубая кровь» Отто Бирбаума (пер. с нем. Lolo – Л. Мунштейна)
24.10. «Кража» Джека Лондона (пер. с англ.)
25.10. «Горе от ума» А.С. Грибоедова
26.10. «Моряки» Сергея Гарина
27.10. «Ревность» Михаила Арцибашева
За 28 октября – 15 ноября сведения не сохранились
16.11. «Карьера Наблоцкого» кн. В.В. Барятинского
19.11. «Как поживёшь, так и прослывёшь (Дама с камелиями)» Александра Дюма-сына (бенефис Т.М. Максимовой)
21.11. «Только сильные» Игнатия Потапенко
22.11. «Братья Карамазовы» по роману Ф.М. Достоевского (переделка К. Дмитриева)
23.11. «Не убий» Леонида Андреева
24.11. «На жизненном пиру» В. Александровича
26.11. «Панна Малишевская» Габриели Запольской (пер. с пол.) и «Модные дамы» Германа Бара (бенефис В.П. Голодковой)
28.11. «Отголоски жизни» И. Львовского
29.11. «Дачные барышни» К. Острожского (К.С. Гогеля)
30.11. «Горнозаводчик» Жоржа Онэ (пер. с фр. Э.Э. Матерна и С.А. Милова)
01.12. «Невинно осуждённый (Честный Жак)» Леона Сази (пер. с фр. Ф. Латернера)
03.12. «Местный божок» Карла Слободы (пер. С. Федоровича). «Незлобивые пародии» (бенефис К.Г. Лаврецкого)
06.12. «Генрих Наваррский» Уильяма Девере (пер. с англ. А.А. Энквиста)
08.12. «Недоросль» Д.И. Фонвизина
10.12. «Провинциалка» И.С. Тургенева и «Что иногда нужно женщине» Оскара Уайльда (бенефис А.К. Гринёва)
12.12. «Красный цветок» Ивана Щеглова и «Ветеран (Воронье пугало)» Макса Неаля (пер. с нем. В.О. Шмидт)
13.12. «Сильные и слабые» Н. Тимковского
15.12. «Огненное кольцо» С. Полякова
17.12. «Распродажа жизни» Н. Смурского
26.12. «Мороз – Красный нос» Надежды Кригер-Богдановской (детский спектакль)
27.12. «Ассамблея» Петра Гнедича
29.12 (утро). «Гроза» А.Н. Островского
29.12 (вечер). «Пучина» А.Н. Островского
30.12. «Ключи счастья» по роману Анастасии Вербицкой
31.12. «Герой синематографа» Леонарда Пальмского и Марка Ярона. По окончании – маскарад и танцы до 3-х часов ночи
06.01. «Кузнец Вакула» по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (детский спектакль)
09.01. «Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше (бенефис Н.Н. Соснина)
12.01. «Ставка князя Матвея» Сергея Ауслендера
14.01. «Гибель “Надежды”» Германа Хейерманса (пер. с голланд. Э. Матерна и А. Воротникова)
16.01. «Насильники» А.Н. Толстого (бенефис М.Н. Мариной)
18.01. «Вечный странник» Осипа Дымова
19.01. «Конец маскарада» А.С. Вознесенского
21.01. «Царевна-лягушка» Юрия Беляева (бенефис О.Н. Ольгиной)
25.01. «Сон на Волге (Воевода)» А.Н. Островского (бенефис 2-х артистов труппы). Режиссер И.Н. Неведомов
26.01. «Доходное место» А.Н. Островского
28.01. «Первые шаги» Виктора Рышкова
30.01. «Чистые сердцем» И.Н. Неведомова (бенефис И.Н. Неведомова). Режиссер И.Н. Неведомов
02.02. «Смерть и жизнь (Мученица)» (Из времен первых гонений на христиан в Риме) Жана Ришпена (пер. с фр. Н.Н. Тамарина)
04.02. «Кин, или Гений и беспутство» Александра Дюма (пер. с фр. Каратыгина). «Гамлет» В. Шекспира. 1-й акт (бенефис П.Д. Муромцева). Режиссер П.Д. Муромцев
06.02. «Цезарь и Клеопатра» Бернарда Шоу (пер. с англ. Абрама Эфроса). (Бенефис В.П. Голодковой)
08.02. «Весенний поток» Александра Косоротова
10.02. Грандиозный бал «Кабарэ» при участии артистов Московского императорского балета. По окончании – танцы до 3-х часов ночи
11.02. «Казенная квартира» Виктора Рышкова (бенефис А.К. Гринёва)
13.02. «Ревизор» Н.В. Гоголя (бенефис А.М. Каралли-Торцова). Режиссер и исполнитель роли Хлестакова – А.М. Каралли-Торцов
14.02. «Варфоломеевская ночь (Кровавая свадьба)» Альберта Линднера (пер. с нем. Е.В. Кашперовой). Режиссер П.Д. Муромцев
15.02 (утро). «Красная шапочка и серый волк» Н.И. Собольщикова-Самарина (детский спектакль). Режиссер А.М. Каралли-Торцов
15.02 (вечер). «Лесной бродяга» Анисе Буржуа и Дюгэ (пер. с фр. К. Тарновского). Режиссер И.Н. Неведомов
16.02. ЗАКРЫТИЕ СЕЗОНА. «Горе от ума» А.С. Грибоедова (4-е действие) / «Чашка чаю» Ш.Л. Нюитера и Ж. Дерлея (комедия в 1 действии, передел. с фр. Марии де Вальден) / «Орлёнок» Эдмона Ростана (4-е действие) / «Свадьба» А.П. Чехова