ШУМИЛОВ Алексей Павлович (27 октября 1946, Ярославль – 30 ноября 2003, Ярославль) – заслуженный артист России (1999), актёр театра имени Фёдора Волкова в 1970 – 1988 и в 1992 – 2003 гг.
Алексей Шумилов родился в 1946 году в Ярославле. Свой трудовой путь начал шлифовщиком на Ярославском моторном заводе. В 1970-м окончил Ярославское театральное училище. Позднее, будучи актером Волковского театра, – Ярославский государственный театральный институт.
С 1970-го по март 1988 года Алексей Шумилов – один из ведущих репертуарных актеров Волковского театра, занятый во множестве постановок. Его крупным успехом был Алеша Карамазов («Брат Алеша»). Слово «брат» через образ, созданный Шумиловым, открывало человеческие, гуманистические смыслы. «Главный дом человек у себя в душе строит...» – продолжал эту тему Петр Пряслин («Дом» Федора Абрамова). – Что останется от нас, от людей? О нас какую будут петь песню?..»
Репертуарный список Шумилова был насыщенным. Его любили зрители, и он страстно любил свое театральное дело, умел превратить свою любовь в живую действительность на сцене, одной деталью мог открыть загадку характера своего героя. «Всегда на цыпочках и не богат словами» – таков был его Молчалин в «Горе от ума». В чеховском «Предложении» он в гротесковой, водевильной манере играл помещика Ломова. В «Грозе» Островского Шумилов сыграл неожиданного Тихона, в начале спектакля ребячливого и детского, полного надежд, но постепенно терявшего себя, в финале – трагически одинокого, с полными скорби глазами.
Одной из лучших актерских работ, триумфом Шумилова стала роль Подколесина в «Женитьбе» Гоголя. Актер внес в переживания Подколесина особую обостренность, непривычно сочетая в этом комедийном образе лирическое начало с трагедийным.
В 1988 году Шумилов стал актером театра «Колесо» в Тольятти. В 1992-м возвратился в Ярославль. И снова много играл. Великатов в «Талантах и поклонниках», Присыпочка («Жених в шкафу»), доктор Панталоне («Венецианские близнецы»), Каратыгин («Зеленая карета»), Шмага («Без вины виноватые»), пронзительный в лучших спектаклях Геннадий Несчастливцев («Лес»), в котором, рядом с темпераментом трагического актера, с иронией, жила наивность. И беззащитность, и горечь, и великая любовь к театру.